12.12.2019
Ханука в вопросах и ответах
Готовимся к Хануке! Анат Брусиловски отвечает на самые горячие и зажигательные вопросы, связанные с приближающимся праздником.
На первый взгляд, Ханука кажется самым простым с практической точки зрения еврейским праздником. Ну что там сложного — зажги свечи и съешь пончик, не задавая лишних вопросов.
Однако, если все же задать вопросы, то окажется, что этот праздник обладает невероятной глубиной и внутренним смыслом.
Хотите проверить? Перед вами ответы на самые горячие и зажигательные ханукальные вопросы.
Почему Ханука так называется?
Существует несколько версий происхождения названия праздника.
Прежде всего, слово «Ханука» на святом языке можно прочесть, как «хану каф-алеф» — «остановились 25 числа». Маккавеи закончили военные действия по освобождению Храма 25 Кислева, и тогда смогли остановиться и отдохнуть.
Кроме того, после освобождения Храма было проведено «новоселье» — очищение и обновление Храма и золотого жертвенника, находящегося в нем. Эта церемония на святом языке тоже носит название «Ханука».
Некоторые авторитеты Торы видят в названии праздника различные аббревиатуры. Так «Хатам Софер» предлагает такой вариант расшифровки: «Хашмонаим Нилхему Веницху Коль Айеваним» — «Хасмонеи воевали и победили всех врагов», а раби Цви Элимелех из Динова расшифровывает так: «Хет Нерот Веалаха Кебейт Гилель» — «Восемь свечей и закон согласно мудрецам школы Гилеля».
Есть ли намек на Хануку в Письменной Торе?
Ханука не упоминается в Письменной Торе, ведь ее события произошли намного позже. Однако в Торе можно найти немало намеков на этот праздник. Ведь текст Торы универсален и содержит не только повествование о прошлом, но и, в скрытом виде, информацию о грядущих событиях. Так, 25-е слово Торы — это слово «ор» — «свет», намекающее на ханукальные свечи, которые мы начинаем зажигать 25 Кислева.
В книге Бемидбар, где перечисляются переходы еврейского народа по пустыне, 25-я остановка носит название «Хашмона». Мудрецы видят в этом намек на Хашмонаим (Хасмонеев), которые 25 Кислева освободили Храм.
Кроме того, в главе Беаалотха, где описываются все праздники, сразу после их перечисления приведена заповедь о зажигании Меноры: «И возьмут себе чистого оливкового масла для зажигания». В этом стихе можно увидеть намек на праздник, который возникнет в будущем и будет связан с оливковым маслом — праздник Ханука.
Какую роль сыграли женщины в истории Хануки?
В обычаях Хануки есть несколько законов, относящихся к женщинам. Например, женщины не совершают никакую работу в течение получаса после зажигания ханукальных свечей. Женщины, как и мужчины, обязаны исполнять заповедь зажигания ханукальных свечей (замужние женщины обычно исполняют эту заповедь, присутствуя при зажигании свечей, которое совершает их муж). Причиной этого является сказанное в Талмуде (трактат Шаббат 23а): «Женщины также присутствовали в том чуде». Мудрецы приводят два объяснения этих слов Талмуда: комментарий Тосфот объясняет, что эллинистические указы и запреты относились в равной степени и к мужчинам, и к женщинам, а Раши считает, что само чудо Хануки произошло благодаря женщине. Этой женщиной была Йегудит — дочь главы восставших евреев, Матитьягу Хасмонея. Кроме того, в истории Хануки есть еще один яркий женский образ — это Хана и ее семь сыновей, которые пожертвовали жизнью, чтобы не нарушить заповеди.
Почему в Хануку не устраивают праздничную трапезу?
Почти во все еврейские праздники принято устраивать трапезу с омовением рук на хлеб или халы. А в Хануку такого обычая нет. Дало в том, что во время событий Хануки опасность грозила не телам евреев, а их душам. Поэтому мудрецы и установили «духовную» заповедь зажигания свечей вместо «телесной» — трапезы. Впрочем, вкусно поесть в Хануку не возбраняется, а поститься запрещено.
Почему события Хануки не записаны в свитке?
События Пурима записаны в Свитке Эстер. Почему же нет специального свитка для Хануки? В Талмуде, в трактате Мегила, сказано: «Ханука дана не для записи». А в трактате Йома говорится: «Свиток Эстер является концом эпохи чудес, которые можно записать». События Хануки произошли после событий Пурима.
На самом деле свиток в каком-то смысле существует: он основан на мидрашах и называется «Свитком Антиоха», однако в Танах не входит. Тем не менее, великий мудрец Раби Саадия Гаон очень уважительно относился к Свитку Антиоха и даже перевел его с арамейского на святой язык и на арабский (для евреев восточных общин). В некоторых еврейских общинах и по сей день принято читать этот свиток. А все остальные евреи читают упоминание о событиях Хануки только в виде вставок в молитвах «Амида» и «биркат а-мазон».
Зачем играют в ханукальный волчок?
Волчок, называемый «севивон» (на иврите) или «дрейдл» (на идише) является традиционной ханукальной игрушкой. Согласно традиции, во время событий Хануки еврейские дети играли в севивон, сидя неподалеку от входа в пещеру, где их отцы тайком от захватчиков учили Тору, и следили, не приближаются ли враги. Согласно другой версии, благодаря буквам Святого языка, которые наносились на грани волчка, дети могли «подпольно» учить Тору.
Так или иначе, буквы на гранях волчка остались. По традиции, это буквы «нун», «гимел», «hей» и "шин"/"пей«, составляющие аббревиатуру фразы на святом языке «Великое чудо было там/здесь». В волчок можно играть всей семьей на мелкие монетки или конфеты.
Существует кабалистическое объяснение, почему севивон является символом Хануки. Севивон не может вертеться сам по себе. Нужно, чтобы сначала кто-то взял его сверху за его ручку и завертел. Это намекает на Всевышнего, который послал евреям спасение Свыше, сделав так, чтобы все события «завертелись» чудесным образом.
Что такое «хануке-гелт» и зачем нужно их давать?
Около двухсот лет тому назад возник хасидский обычай давать детям на Хануку деньги — «гануке гелт». Вскоре этот обычая распространился во всех еврейских общинах. Дело в том, что здесь есть важный воспитательный момент. Само название праздника Ханука созвучно с ивритским словом «хинух» — воспитание. Когда вся семья собирается у ханукального светильника, детям дают несколько монет и говорят отделить одну монету на цдаку, приучая тем самым к исполнению важной заповеди. Кроме того, карманные деньги (и подарки) наполняют детские сердца радостью, как и положено в Хануку. А чтобы радость от праздника была еще более полной, можно добавить к «гануке-гелт» несколько шоколадных монет в золотой фольге.
Для чего в Ханукие нужна девятая свеча — шамаш?
В переводе со святого языка «шамаш» означает «служка». Это вспомогательная свеча, с помощью которой зажигают остальные свечи Ханукии. Обычно она изготовляется из воска или парафина, в то время как сам ханукальный светильник лучше наполнять оливковым маслом.
Впрочем, шамаш нужен не только для зажигания ханукии. По еврейскому закону, свет ханукальных свечей нельзя использовать для бытовых нужд. Поэтому в светильнике оставляют горящий шамаш, чтобы, если человек ненароком воспользуется светом Ханукии, это засчиталось ему как использование света шамаша.
Чтобы обособить вспомогательную свечу от тех, что зажжены для исполнения заповеди, шамаш помещают выше остальных свечей — посередине или сбоку.
Может ли человек стать Ханукой?
Вы удивитесь, но это возможно. Дело в том, что Ханука — это не только название праздника, но и еврейское имя, впрочем, довольно редкое. Обычно так называют детей, родившихся в этот светлый праздник. Сейчас в Израиле проживают около сотни евреев по имени Ханука.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2