17.12.2014
Круглый стол «Чудо Хануки» в ИА «Росбалт»
Круглый стол «Чудо Хануки» в ИА «Росбалт»
15 декабря на пресс-конференции информационного агентства «Росбалт» представители еврейской общины – раввины Цви Пинский, Авроом Аршинов и директор «Петербургской иудаики» д-р Валерий Дымшиц рассказали об истории, традициях и жизненных уроках праздника Ханука.
– Какова история праздника?
Р. Цви Пинский: Во времена Второго Храма происходит столкновение двух цивилизаций и культур – еврейской и греческой. Под натиском более сильной державы часть еврейского народа принимает сторону греков, но остается костяк, небольшая группа людей, готовых сражаться за свою веру. Война тянется, и удача переходит на сторону евреев, что уже является чудом. Второе чудо, произошедшее с евреями, связано с ритуально чистым маслом, найденным в разграбленном храме. Логически необъяснимым образом, масла хватило не на один день, как обычно бывало, а на целых восемь, и этого времени было достаточно на изготовление нового масла. Зажигание свечей в праздник Ханука – память о чудесном событии, произошедшем в святом Иерусалимском храме.
– Победа над греками или чудо с маслом – какой из аспектов праздника более актуален сегодня?
Д-р Валерий Дымшиц: Изначально религиозный праздник Ханука со временем приобрел более светское звучание. В конце 19-го века сионистские движения сместили центр тяжести с идеи чуда на идею восстания, национального освобождения и победы.
Р. Авроом Аршинов: Два аспекта праздника – победа в войне и чудо со светильником, перекликаются между собой. Идея чуда объясняет то, что евреи победили завоевателя, совершенно несоизмеримого с маленьким Израилем. По сути, греческая цивилизация не только завоевывала государства физически, но и порабощала их в культурном плане. Отголоски этого мы видим и сейчас в прагматичной форме мышления современного человека. Греки смотрели на религию очень практично, и в еврейских традициях отмечали много полезного, однако нелогичные, по их мнению, заповеди в еврейской религии вызывали у греков сильный протест. Это и послужило причиной религиозного конфликта. Ханука в своем роде стала поворотным моментом. Евреи должны были либо раствориться в греческой идеологии, либо отстоять себя. Произошло чудо, и маленькое количество людей сумели мобилизовать внутренние силы для борьбы за веру и исполнение заповедей. Именно идею раскрытия внутренней силы мы и празднуем.
– Что помогает еврейскому народу выживать и побеждать на протяжении истории?
Р. Авроом Аршинов: Один из первых исторических примеров – исход евреев из Египта. Перед евреями оказалось непреодолимое, казалось бы, препятствие – море. Однако народ решил, вопреки всему, идти к горе Синай за Торой, воды чудесным образом расступились. Идея верности своим убеждениям проходит через всю историю евреев. Ведь «море расступается» только в том случае, если мы остаемся верны своим принципам.
– Какое место занимает Ханука в ряду других праздников еврейского календаря?
Д-р Валерий Дымшиц: В мире восточно-европейского еврейства статус Хануки довольно высок, хотя о нем не говорится в Пятикнижии. Это связано с высокоразвитой системой образования. Ханука длится восемь дней и в бытовом плане служит каникулами в середине учебного года. В восточных общинах не было развитой системы образования, соответственно, удельный вес Хануки в годовом цикле был ниже. Мы видим, как структура праздника отражает в себе способ существования, формы жизни, которые для себя принимает та или иная еврейская община.
– Какие уроки можно извлечь из праздника Ханука?
Р. Цви Пинский: Ханукальный светильник неслучайно зажигают у окна. Идея в том, чтобы донести важный урок до внешнего мира: свет побеждает тьму.
Масло считается очень чистой жидкостью, оно не растворяется, остается на поверхности, и наши мудрецы сравнивают это с понятием божественной мудрости. Масло Хануки является символом добра, которое невозможно целиком уничтожить. Всегда найдется кувшинчик масла, который будет хранить душевную чистоту и проливать свет.
Р. Авроом Аршинов: Идея чуда проявляется в некоем изменении порядка в мире, в проявлении божественности. Но есть праздники сотворенные не Б-гом, а людьми. Ханука тому пример. Люди своим желанием и верой изменили природу мира, сами раскрыли чудо. Главный урок – наши действия, наша жизнь, и если они наполнены искренностью, то перед этим материальная природа не устоит.
– Каковы традиционные блюда праздника?
Д-р Валерий Дымшиц: В Хануку едят то, что связано с маслом. Традиционным блюдом у восточно-европейских евреев считается «латкес», что с идиша переводится как «драники». Однако это блюдо относительно молодое, так как картошка в Восточную Европу попала только в 18 веке. До этого «латкес» делали из гречневой муки. Пончики, которые сейчас едят на Хануку, связаны с культурными традициями евреев Марокко. И так как они внесли большой вклад в культуру современного Израиля, это уже напоминание о том, что принято в Израиле сегодня.
– Как детей приобщают к Хануке?
Д-р Валерий Дымшиц: Количество религиозных обязанностей на Хануку значительно меньше, чем, скажем, на Песах. Поэтому остается больше сил и времени на отдых и веселье. Ханука содержит в себе идею карнавала, в плане переворачивания повседневности, нарушения некоторых запретов. Одно из популярных развлечений – это игры. Восемь дней в году можно посвящать свой досуг веселому делу, то есть игре в шахматы или карты, а для детей есть игра в дрейдл, то есть волчок, что-то вроде примитивной рулетки. В Хануке содержися элемент необременительного веселья, в котором участвуют все члены семьи.
Р. Авроом Аршинов: Ханука – это праздник, в котором силен «воспитательный» аспект. Само слово Ханука однокоренное со словом «хинух» – «воспитание». Дети принимают активное участие в праздновании, вся семья на час откладывает дела и собирается вместе.
Материал подготовила Анна Кохно
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2