Все проекты
Общину поддержали 29732 раз

Нетривиальная история Хануки

Нетривиальная история Хануки

Раввин Ури Суперфин отодвигает в сторону широко известную историю Хануки и реконструирует ее заново, опираясь на источники

Ханука история в источникахСпросите любого сколь-нибудь знающего человека: почему мы зажигаем свечи в Хануку? Скорее всего, вам ответят: в память о чуде. Маккавеи, сломив сопротивление греческого гарнизона, ворвались в Храм и обнаружили, что все масло, предназначенное для зажигания Меноры, осквернено. Чудом уцелел один кувшинчик. Его-то и зажгли, руководствуясь правилом «лучше так, чем никак». А сами послали гонцов на север страны, чтобы в специальных давильнях как можно скорее изготовили следующую, ритуально чистую, порцию. Уже грядущий день обещал быть днем без Меноры, но случилось чудо. Ненароком заглянув в спасительный кувшин, Маккавеи обнаружили, что он снова наполнился! Так происходило день за днем; и в память об этом чуде мудрецы постановили зажигать свечи в Хануку.

Заглянем в источники…

Однако мало кто знает любопытную деталь. Первым, кто связал зажигание ханукальных свечей с «масляным чудом», был рабби Йосеф Каро, будущий автор «Шулхан Аруха». И произошло это аж в 16 веке! А в более ранних источниках фигурирует иная причина. Талмуд пишет, что в память о чуде был учрежден праздник. А о свечах в связи с данным чудом в Талмуде – ни слова.

Так почему же зажигают свечи?

В мидраше «Псикта рабати» рассказывается, что маккавеи, ворвавшись в Храм, увидели лежащие на земле семь железных палок. Их закругленная, по части мнений, форма намекала на то, что эта «посылка» здесь лежит не случайно. К тому же палки были облицованы свинцом, а, значит, невосприимчивы к ритуальной нечистоте. И это окончательно свидетельствовало о том, что свыше нашим героям послали все необходимое для создания новой Меноры вместо оскверненной! Этот «жирный намек», с точки зрения «Псикта рабати», и послужил толчком для увековечивания его в наших обычаях. Установление ханукальных свечей в дверях и окнах еврейских домов должно было напоминать о том, как в те дни Всевышний позволил Маккавеям установить безупречную Менору.

Зачем «чистое» масло?

Далее по сюжету Маккавеи бросились искать «чистое» масло. Зачем? «Ну понятное дело, оскверненное масло зажигать нельзя…», – скажете вы. И ошибетесь! В данном случае, когда весь народ был ритуально нечист, с точки зрения Закона, Маккавеи могли свободно возобновить служение в Храме и в ритуальной нечистоте. Главным на тот момент было начать, пусть даже и в нечистоте. Вернуть служение, остановленное греками.

А раз так, то зачем же искали «чистое» масло? Приведенная выше история из «Псикта рабати» дает ответ и на этот вопрос. Коль скоро Небеса послали маккавеям идеальную менору, то и все служение должно быть безупречным! И вот это чудо придало им решимости сделать все, как встарь.

Ханука – это, среди прочего, праздник, учащий нас замечать намеки свыше.

Трудный Вопрос и 200 ответов

У каждого еврейского праздника есть свой Трудный Вопрос. У Хануки это вопрос «Бейт Йосефа». Почему, – спрашивает автор «Шулхан аруха», – мы справляем Хануку восемь дней? Чудо-то длилось только семь дней. На первый день масла хватало и без всяких чудес.

Ответить на этот вопрос пытались лучшие еврейские умы. Есть даже книжка «200 ответов на вопрос ''Бейт Йосефа''». Но, быть может, когда так много ответов, в самом вопросе что-то не так? Кто сказал, что восемь дней были установлены по следам чуда с маслом? Вот другой, очень древний, источник «Мегилат таанит» пишет, что причиной тому – восемь дней, которые потребовались на уборку Храма! А чудеса здесь ни при чем...


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину