25.02.2019
Два Адара, два веселых друга
Текущий, 5779 год еврейского календаря – високосный. Что это значит «високосный год» в еврейской традиции? Рассказывает Анат Брусиловски.
Что такое високосный год по-еврейски?
Если в обычном еврейском году 12 месяцев, то в високосном – 13. В таком году два Адара, первый из них называется «Адар алеф», а второй «Адар бет». На иврите такой год называется «шана меуберет». Это можно перевести как «беременный год». Такой год подобен беременной женщине, внутри которой живет еще один человечек.
Зачем нужен високосный год и откуда берется лишний месяц?
Откуда же берется целый «лишний» месяц?
Дело в том, что еврейский календарь образован при помощи соединения солнечного и лунного циклов.
Первая же заповедь Торы – заповедь о новом месяце. В главе Бо (Шмот 12:2) в новомесячье Нисана Вс-вышний указывает Моше на новую луну и повелевает: «Этот месяц будет для вас главой месяцев, первый он у вас из месяцев года». Из этого еврейские мудрецы учат, что еврейский месяц будет начинаться в момент появления новой луны. Именно поэтому даты еврейских праздников будут каждый год выпадать на разные даты григорианского календаря.
Еврейский год же установлен на основе солнечного цикла. Поэтому он, как и григорианский, состоит из 12 месяцев и четырех времен года.
При этом солнечный и лунный циклы не совпадают. Протяженность лунного месяца составляет 29 с половиной дней; сумма 12 лунных месяцев составит 354 дня. Это на 11 дней меньше, чем 365 дней солнечного цикла.
И все бы хорошо, если бы не еще одна заповедь Торы. В Торе сказано: «Храни весенний месяц» (Дварим 16:1). Согласно Талмуду (Сангедрин 11б), это означает, что праздник Песах всегда должен быть весной. Если же лунный год будет постоянно сдвигаться на 11 дней назад, то уже через несколько лет праздник Песах придется отмечать в середине зимы.
Чтобы этого не произошло, мудрецы постановили добавлять еще один месяц примерно раз в три года. Так «компенсируется» накопившаяся разница между «лунным» и «солнечным» годом. Только благодаря этому Песах всегда отмечается весной, Ханука – зимой, а Суккот – осенью.
Когда существовал Храм, то решение, какой год будет високосным, принималось каждый раз в индивидуальном порядке. Несколько мудрецов Сангедрина – Высшего еврейского суда – собирались вместе на закрытое заседание и, произведя необходимые расчеты, решали, будет ли данный год високосным или нет. Когда же стало ясно, что вскоре Сангедрин будет распущен, Гилель Второй, последний глава суда, составил календарь и разбил все последующие годы на 19-летние циклы. Он постановил, что каждый 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы цикла будут високосными.
На что влияет високосный год?
В еврейском законе есть несколько тем, связанных с високосным годом. Прежде всего, это Пурим. В високосном году Пурим и Шушан-Пурим празднуют во втором Адаре.
Это касается и дня рождения Если человек родился в простом Адаре, то в високосный год он будет праздновать день рождения во втором Адаре.
Что делать, если человек умер в адаре «простого» года? У сефардов в таком случае йорцайт (годовщина смерти) отмечается во втором Адаре (согласно мнению «Шулхан Арух»), а у ашкеназов – в первом (согласно мнению Рамо).
Почему именно Адар?
Теперь нам остается выяснить только одно: почему удваивают именно месяц Адар?
Этому есть несколько причин.
Прежде всего, потому, что этот месяц – последний в году. Как мы уже упоминали, Тора установила Нисан первым месяцем года и определила, что он будет весной. Следовательно для мудрецов Сангедрина имело смысл собраться в Адаре, предшествующем Нисану, чтобы определить, скоро ли наступит весна или нужно добавить еще один месяц зимы. В мидраше Мехильта (Бо, гл.2) об этом сказано так: «Сказал раби Ишмаэль:"Хранить весенний месяц – значит при необходимости добавить еще один месяц к месяцу, который перед ним – к месяцу Адару".» Кроме того, в Танахе и Талмуде Адар часто называется двенадцатым месяцем. Так, в Мегилат Эстер, сказано: «И бросали перед Аманом пур, то есть жребий… до двенадцатого месяца, он же месяц Адар».
Если же удвоить какой-то другой месяц года, то в високосном году Адар станет не двенадцатым, а тринадцатым, а такого быть не должно.
Если уж добавлять, то радость
Согласно философии хасидизма, есть еще одна причина, по которой был удвоен именно месяц Адар. Дело в том, что Адар – самый веселый и удачный месяц года, поэтому мудрецы постановили, что если уж добавлять, то радостный месяц, а не грустный.
Если в обычном году мы веселимся всего 30 дней, то в високосном – целых 60. Любавический Ребе объясняет, что у 60 дней радости – огромная сила отменить любые неприятности.
Число 60 в еврейском законе обладает особым значением. В законах кашрута существует правило «аннулирование в 60»: если смешалась вместе разрешенная и запрещенная пища, например, в мясное блюдо попало немного молока, то проверяют, каковы пропорции полученной смеси. Если разрешенной пищи в 60 раз больше, чем запрещенной – то вся смесь объявляется разрешенной (естественно в каждом случае нужно отдельно советоваться с раввином).
Точно так же, объясняет Ребе, обстоит дело и с радостью. К сожалению, в нашей жизни нередки беды, печали, болезни и проблемы. Но когда наступают 60 веселых дней Адара, самое время попросить Всевышнего аннулировать все это и послать нам избавление и удачу!
Теперь понятно, что у евреев високосный год – не простая календарная формальность, а огромная удача! Чего всем вам и желаю!
Анат Брусиловски
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2