05.03.2019
Как привлечь к себе удачу с помощью вина
Одна из заповедей приближающегося праздника Пурим - выпить столько вина, «чтобы не отличать Амана от Мордехая». С вином связан ряд сгулот, т.е. еврейских способов привлечь к себе удачу. Рассказывает Александр-Цви Сыпков.
«Входит вино, выходит тайна»
Говорится в наших источниках, что вино действует на человека особым образом: оно «открывает сердце». Вспомним слова мудрецов: «Входит вино, выходит тайна». Этим словам даются разные объяснения. Рав Авраам Яаков Фридман из Садигоры говорит, что тайна - это то, что человек хранит в сердце и делает скрыто, чтобы никто не узнал, кто это сделал. В сердце праведных людей эта тайна - любовь к ближнему, а в сердце злодея это убийство. И когда каждый из них выпивает вина, выходит из сердца то, что скрывалось в трезвом состоянии: у кого-то любовь, у кого-то злоба. Таким образом, вино - это ключ к тайнику сердца.
Расскажем о сгулот, связанных с вином. Сгулот - так в еврейской традиции называют средства, которые побуждают Высший мир благоприятно повлиять на нашу жизнь. Сгулот еще называют ключами, ведь они открывают человеку дверь, через которую к ним приходит изобилие от Вс-вышнего.
Улучшаем память с помощью вина
Хатам Сойфер пишет: вино - сгула для улучшения памяти.
Рав Хаим Фаладжи в Сефер Хаим пишет, что для улучшения памяти нужно взять полную бутыль белого вина и спрятать ее в Арон Кодеш (шкаф, где хранятся свитки Торы в Синагоге) на три дня и три ночи. Во время, когда человек кладет бутыль в Арон кодеш, он должен говорить следующие два стиха из Торы (Шмот 16, 33-34): «И сказал Моше Аарону: возьми один сосуд и положи туда полный омэр мана, и поставь его пред Господом для хранения в роды ваши. Как велел Г-сподь Моше, поставил его Аарон пред заветом для хранения». Рекомендуется это сделать перед заходом солнца во вторник, а забрать уже в шабат после вечерней молитвы. После этого нужно использовать это вино для кидуша (обряд освящения субботы) и авдалы (обряда отделения субботы от будней). Ещё лучше сделать это во время чтения недельной главы Бешалах.
Рав Йицхак Йосэф, сын рава Овадьи Йосэфа, сомневается: можно ли так делать - прятать бутыль вина в месте, где хранятся свитки Торы? Ведь есть авторитеты, которые запрещают класть в Арон Кодеш даже книгу Торы, а тут нам предлагают положить туда бутыль вина!
Сам рав Хаим Фаладжи оправдывает такое использование Арона Кодеша тем, что это делается для лучшего запоминания изученного в Торе. Рав Йицхак Йосэф рассматривая этот вопрос, предполагает, что вино можно оставить лишь в пустом Арон Кодеш, когда нет там свитков. Так что вряд ли кому-то удастся на практике воспользоваться данной сгулой, однако мы можем предположить, что белое вино в принципе хорошо влияет на память.
В Ликутей минhагим от имени Разиэль а-Малах приводят более простой способ использовать вино в качестве сгулы для запоминания: наливают человеку бокал вина и перед тем, как он выпьет, товарищи или он сам говорят то, что нужно запомнить. После этого человек выпивает налитое. После этого он не забудет, что ему сказали. Впрочем, думаю, что стоит остановиться на одном бокале, потому что при большем количестве вина сгула может сработать в обратную сторону.
Вино и изобилие
Так как вино - неотъемлемый атрибут кидуша и авдалы, то нельзя не упомянуть о сгулот, которые сопровождают эти этапы шабата и праздников. Аризаль в книге «При Эц Хаим» советует оставлять в бокале после кидуша немного вина для того, чтобы задержать благословения в доме, которое приходит с наступлением святого дня.
У РаМО есть описание обычая: «Во время авдалы принято у нас проливать (немного) из бокала вина на землю прежде окончания (благословения) "Создавший плод виноградной лозы"». РаМО тут же поясняет: «Причина (обычая) проливать, потому что говорят: всякий дом, в котором не проливают вино, как воду, - нет в нем знака благословения. И делаем так для доброго знака в начале недели». То есть это добрый знак, чтобы на наступающей неделе вина было много, как воды, а денег, как грязи.
В наши дни обычай таков: после того, как нальют вино в бокал до краев, отливают из него немного в блюдце, в котором позже погасят свечу авдалы. А еще «Матэ Йеhуда» советует вспомнить в этот момент о том, как Кораха и его товарищей поглотила земля, чтобы избегать гордости, распрей и зависти.
«Остатки заповеди задерживают невзгоды»
Также очень распространен обычай мазать веки вином, оставшимся от авдалы, в котором потушили свечу. Это сгула для исцеления глазных болезней и улучшения зрения. Объясняется это сгула словами наших мудрецов: «Остатки заповеди задерживают невзгоды». И, видимо, поэтому многие распространяют действие сгулы на другие сферы жизни: например, мажут изнутри карманы брюк, где обычно хранятся деньги.
Но не каждый день!
Однако нужно помнить и том, что вино может отрицательно влиять не только на здоровье, но и на духовные качества человека. Ведь вино обладает двойственной природой: с одной стороны, оно веселит сердце и помогает исполнить заповедь радоваться в праздники, с другой стороны, оно может усиливать йецер а-ра (злое начало). В Сефер а-Мидот рабби Нахман из Бреслава говорит, что вино может пробудить суд Свыше. И тот, кто хочет подсластить суды (получить добрый ответ Свыше на свои просьбы), не должен пить вино каждый день.
Автор о себе:
Меня зовут Александр-Цви Сыпков, я родился в 1980 г. в Саратовской области. Первые знания о Торе получил от дедушки, бабушки, прабабушки и ее многочисленных сестер. Изучаю Талмуд в саратовской синагоге на ул. Посадского. Темы, которыми мне интересно поделиться - это кашрут и сгулот, а также необычные места в святых книгах. Первые сгулот узнал еще в раннем детстве и всегда получаю огромное удовольствие, когда нахожу в святых книгах ту или иную сгулу, о которой слышал в семье.
О сгулот месяца Адар читайте тут
Где в Петербурге выпить кошерного вина на Пурим и после?
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2