Все проекты
Общину поддержали 29715 раз

Урок Торы. О грехе разведчиков

Урок Торы. О грехе разведчиков

Главный раввин С.-Петербурга М.-М. Певзнер о том, почему не надо бояться «земли, пожирающей живущих на ней».

В главе «Шлах», которую мы читаем на этой неделе, Вс-вышний наказывает еврейский народ 40-летними скитаниями по пустыне.

На пути из Египта евреи совершили немало проступков, связанных как с материальной сферой, так и с духовной. Неблагодарный народ, избавленный Вс-вышним от рабства, все время жаловался на недостаток пищи и воды, сделал себе Золотого тельца… Но ничто не могло сравниться по тяжести с грехом разведчиков.

Что произошло? На самых подступах к Земле Израиля Моше отрядил 12 разведчиков – по одному от каждого колена – чтобы разведать, хороша ли земля, насколько легко ее будет завоевать.

Мидраши поясняют: Моше не очень-то хотел отправлять разведчиков, но был вынужден уступить давлению народа. Как объясняет Раши, он боялся насторожить евреев своим отказом, создать впечатление, будто он что-то от них скрывает.

Опасения оправдались – разведчики пришли с дурными вестями: якобы земля «пожирает живущих на ней», полна страшных великанов, люди, живущие на ней, «сильнее нас»… Перепуганный народ плакал всю ночь, роптал на Б-га и Моше, просился обратно в Египет. Комментаторы поясняют, что эта была ночь 9 ава – дата, когда произошли самые страшные бедствия в истории еврейского народа.

И разгневанный Вс-вышний сказал Моше: «Доколе будет гневить Меня народ сей? И доколе не уверятся они во Мне при всех знамениях, которые делал Я в среде их?». В наказание за проявленное евреями неверие и страх Б-г постановил, что никто старше 20 лет не войдет в Землю Израиля. Народу предстояло 40 лет скитаться по пустыне, пока не вымрет все поколение – «в пустыне падут трупы ваши»…

Суровое наказание! Но ведь трусы, не верящие в чудо, неспособны построить новую страну.

Что же так сильно испугало разведчиков и весь народ? Ведь они уже видели десять казней, рассечение моря, ман… Неужели всего этого мало, чтобы поверить – Б-г действительно умеет творить чудеса?

Раши комментирует это так: в те времена на Земле Израиля был 31 царь. Евреи своими глазами наблюдали, как Вс-вышний расправился с одним фараоном. Но, видимо, решили, что 1 – прекрасно, а 31 – это даже для Б-га чересчур!

В философии хасидизма дается другой ответ на этот вопрос. Этот ответ кроется в понимании фразы «земля, пожирающая живущих на ней». Разведчиков на самом деле страшили не великаны, не тяготы завоевания. Этими опасениями они маскировали более глубинный страх. Им было боязно менять жизнь в пустыне – легкую, полную святости, чудес, прямого водительства Вс-вышнего – на обыденное, оседлое существование в Земле Израиля. Находясь в пустыне, еврейский народ был подобен зародышу, который получает из организма матери все необходимое. Ман, вода, облака славы, защищавшие от зноя и убивающие гадов и диких зверей – все это давал им Вс-вышний. Не нужно обеспечивать свои материальные нужды – сиди учи Тору, а если что-то потребуется – обращайся напрямую к Б-гу в любой момент! В Стране Израиля все это закончится – нужно будет спуститься с небес на землю, закатать рукава и работать не покладая рук…

Вот это и значит – «земля, пожирающая живущих на ней». Она «съедает» время, душевные силы, духовные устремления.

Это подобно тому, как молодожены после радостной свадьбы оказываются выброшены в реальную жизнь, с ее бытовой стороной, взлетами и падениями. Так чувствует себя еврей после Йом Кипура – он с размаху падает с достигнутых высот обратно, в свою привычную жизнь.

Но разведчики были неправы. Вс-вышний дал нам задачу жить не в идеальном, а в материальном мире, полном соблазнов и зла. Жить по законам Торы, контролируя свое животное начало и принося в мир святость.

Именно поэтому Калев и Йеошуа, двое из разведчиков, не поддавшихся общему страху, уговаривали народ так: «Если благоволит к нам Г-сподь, то введет нас в землю эту и передаст ее нам, землю, которая течет молоком и медом». Если Б-г захочет, то он отдаст нам всю святость этой страны!

И именно поэтому Моше рабейну, которому Б-г не позволил войти в Землю Израиля, очень тяжело переживал этот приговор. Он понимал, что главное – построить мост между духовным и материальным. Жить не в «идеальной» пустыне, а на обычной реальной земле, освящая и облагораживая ее.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину