17 октября 2017 / 27 тишрея 5778

19.06.2015

Урок Торы. Недельная глава «Корах»

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер – о том, нужен ли еврейскому народу предводитель

В главе Торы, которую мы читаем на этой неделе, продолжается рассказ о странствиях по пустыне. Только что отгремела история http://news.jeps.ru/proiudaizm/urok-toryi-glava-shlax.html с грехом разведчиков. И тут один из богатых и знатных представителей народа по имени Корах бросает вызов Моше и Аарону, восстав против их авторитета. «Кто вы такие? Почему возноситесь над народом? Весь народ свят!» – заявил он. Кончилось все плачевно: земля разверзлась и проглотила Кораха и его сторонников.

Если смотреть на эти события поверхностно, можно подумать, что Корах – попросту неумный скандалист. Но все гораздо глубже. Как рассказывает Мидраш, Корах был необычайно умным, проницательным человеком – иначе как бы ему удалось привлечь на свою сторону 250 сторонников? Также он был богачом – ему удалось отыскать в Египте зарытые сокровища Йосефа. А еще на него снизошел «руах акодеш» (пророческое видение), и он узнал, что из его рода произойдет великий пророк Шмуэль. И возгордился, решив, что он не меньше заслуживает почестей и власти, чем Моше. На самом деле, Корах неправильно понял Б-жественное послание. Он приходился двоюродным братом Моше, и пророк Шмуэль должен был стать потомком как раз Моше, а не Кораха!

Комментаторы задаются вопросом: почему Корах решил взбунтоваться именно сейчас? С момента выхода из Египта прошло уже полтора года, власть Моше давно утвердилась…

Ибн Эзра отвечает на этот вопрос так: в Торе не все события идут в хронологическом порядке. Случай с Корахом произошел вскоре после истории с Золотым Тельцом, когда Вс-вышний решил, что служить Ему будут не первенцы, а коэны и левиты. Корах был первенцем, но не был коэном – всего лишь левитом, а, значит, ему предстояло играть лишь второстепенную роль. Вот он и не выдержал – восстал против Моше.

Рамбам считает иначе. События, по его мнению, изложены в порядке следования. Корах давно мечтал поднять восстание, но не видел возможности тягаться с таким сильным предводителем, как Моше. Но история с разведчиками подорвала авторитет Моше, а значит, настал момент попытать удачи…

Сам текст Торы не дает прямой ответ на вопрос, зачем еврейскому народу нужны предводители. Но сами истории Торы дают нам достаточно, чтобы найти этот ответ.

Когда Ривка ждала близнецов и те толкались в ее чреве, она пошла за ответом к главам поколения – Шему и Эверу.

Один из 12 разведчиков, Калев, не поддался общей истерии. В Торе сказано, что он «дошел до Хеврона» – комментаторы объясняют, что он ходил на могилу праотцов и просил их, чтобы они помогли ему устоять, не подпасть под дурное влияние большинства.

В еврейской традиции считается, что человеку не нужен посредник для разговора с Б-гом. И в этом смысле Корах прав: весь народ свят. И, тем не менее, фигура праведного главы народа очень важна: праведник, цадик, – не посредник, а наш адвокат, заступник перед Небесами, благодаря его праведности Б-г благосклоннее принимает наши молитвы.

Кто такой цадик? В чем было величие Моше в сравнении со всеми остальными?

Давайте посмотрим, как повел себя Моше, когда Корах восстал против него. Его первой реакцией было: «Завтра Б-г покажет, кто прав». Назавтра, действительно, Б-г показал это очень действенно – перед Корахом разверзлась земля. Откуда Моше мог это знать заранее? Ведь он даже не помолился Вс-вышнему, прежде чем сделать это заявление!

Рамбан объясняет это так: «Цадик говорит – Б-г слушает». Моше не сомневался в том, что Вс-вышний примет и одобрит его оценку ситуации. Почему? Потому что цадик полностью предан Вс-вышнему, он полностью подавляет свои личные желания и взгляды, становясь воплощением истины, носителем Б-жественной идеи. Становясь ближе к такому человеку, все мы становимся ближе к самому Б-гу, обретаем связь с истиной.

Комментируя заповедь о «половине шекеля», мудрецы говорят так: средняя буква слова «половина», «махацит» – это цади (цадик, праведник). В непосредственной близости от цади находятся буквы хет и йуд, вместе – «хай, жизнь». Наиболее удалены от цади – буквы мем и тет, «мет, мертвый». Тот, кто близок к цадику, тот связан с жизнью, Б-жественностью. Тот, кто далек от него, – далек от истинной жизненности.

В этот шабат будет 21-я годовщина ухода из этого мира Седьмого Любавического Ребе. Это был настоящий, истинный цадик. Считается, что после смерти цадик по-прежнему жив, и даже в большей степени жив, ибо его святость больше не ограничена рамками тела.

Ощущая связь с душой цадика, мы получаем поддержку и дополнительную силу в нашем служении Творцу.

Ребе говорил, что в нашем поколении еврей должен еще больше, чем раньше, чувствовать свою ответственность за другого еврея. Следуя этому принципу, мы готовим себя и весь мир к приходу Машиаха.



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
17 октября 2017
16 октября 2017
11 октября 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011