Все проекты
Общину поддержали 30928 раз

Укрощение Великого Крокодила

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Бо

Четыре реки выходило из Эдемского сада. Говорят комментаторы: это одна река, разделенная на четыре русла. Каждое из них несло в мир свое качество.

Египет, цивилизация мудрости

Река Пишон - она же Нил. Это качество мудрости. На ней был основан Египет. Величайшая цивилизация древнего мира, воздвигнувшая себе посмертный памятник задолго до кончины: от первой пирамиды Джосера до совершенных строении Тутанхамона и солнечного света Эхнатона и Нефертити. Знавшая тайны звезд и бальзамирования. Любившая смерть и в течении тысячелетий пытавшаяся ее победить. Божественный дар не может пропасть зря.

На иврите «выход из Египта» можно прочесть как «выход Египта». Спасение того бессмертного, что лежало в основе надгробной плиты, водруженной этой цивилизацией над живой рекой Пишон - рекой мудрости. Еще Авраам знал об этом. Поэтому он говорит Саре перед тем, как они заходят в Египет: «Скажи мудрости: ты моя сестра». Предназначение еврейского народа - собрать рассеянное по всей земле, среди всех цивилизаций. Собрать - и принести в Святую Землю. Чтоб «из Сиона вышла Тора и слово Всевышнего из Иерусалима». Для этого наши праотцы спустились туда. Во имя этого им оттуда пришло время выходить - собрав все, что должны были собрать.

«Тяжелое сердце» фараона

В главе «Бо» это случится. Семь казней египетских произошли в предыдущей главе. Три последние в - нашей. И это, конечно, не случайно. Мы помним, что фараон в седьмую казнь узнал Всевышнего со стороны милосердия, неизвестной идолопоклоннику.

Казалось бы, вот и ответ на вопрос «Кто такой Всевышний?» Но - «утяжелил Творец сердце фараона».

Интересно, что лишь один раз за время трех последних казней употребляется слово «утяжелил». Во всех остальных - «укрепил».

Всевышний говорит с каждым на понятном ему языке. В египетской мифологии существует этот образ -тяжелое сердце. Когда фараон умирал и представал перед Осирисом, на одну чашу весов клалось его сердце, на другую - перышко. И если сердце перевешивало перышко, это означало, что фараон грешен. Грех фараона - приговор Египту. Само слово «Паро» по-египетски означает «Большой дом». Он - общая душа Египта, так же как Моше - общая душа Израиля.

Фараон согрешил вот теперь. Когда, узнав Милосердие, он все же упорствует.

Согласно книге Зоар, Моше ощущал страх перед тем, как предстать перед фараоном. Ведь предстоял настоящий поединок. Оба знают Творца. Великий крокодил против «Абсолютно чистого зеркала», как называет Моше Рамбам. Сила против истины. Большой дом - против откровения.

Три казни как три ответа

Три теологических вопроса волновали Фараона, согласно Абарбанелю. Три последние казни дадут ему ответ.

Первый вопрос: как возможен трансцендентный единый Творец?

Казнь саранчой - ответ. Саранча на иврите созвучна слову «множественность». Как написано в Торе: «Сейчас увидишь ты то, чего не видели ни отцы ни отцы отцов с самого начала времени». У нас с Египтом общий отец отцов с самого начала времени - Адам.

Саранча уничтожила все. Покрыла собою весь мир, скрыв от человеческого взгляда его единство. Превратив его в «Альма дешикра», «мир лжи». В кажимость. Но саранча так же исчезает по желанию Творца как и появляется, заслонив собой солнце. Саранча исчезает, и становится понятным временность множественности и ее зависимость от желания Единого. Захочет - будет. Не захочет - исчезнет по мановению руки.

Второй вопрос фараона: как возможно вмешательство Творца в природу?

Ответ: казнь тьмой.

Первым речением Творца был сотворен свет и отделен от тьмы. Одним Его желанием все может вернуться во тьму. В хаос.

Третий вопрос - самый близкий человеку. Намного более экзистенциальный, чем метафизический: как возможно вмешательство в историю?

Ответ страшный: казнь первенцев. Говорит Маараль: первенцы - это выражение самости и силы народа. Народы исчезают - исчезнет и Египет. «И не было дома в Египте, в котором бы не было мертвого в ту ночь».

Последние три казни совсем не похожи на семь предыдущих фокусов: это формирование мировоззрения. Тяжелым путем и высокой ценой.

Фараон получил ответ. Он человек слова. Он отпускает евреев и просит о благословении от Того, Кто сказал миру: «Достаточно»!

«Пусть будет вам этот месяц началом»

Удивительным узором в нашу метафизическую главу впервые вплетаются практические заповеди. Много конкретных действий, которые обязаны совершать евреи. И это тоже часть нашей еврейской метафизики. Тот кто может вернуть мир во мрак, заповедал нам в этой главе начать новый отсчет времени: «Пусть будет вам этот месяц началом». Параметры физического мира - пространство и время. Мы покидаем нашу альма матер в пространстве - мы покидаем ее и во времени. Наше время началось с первого месяца, весеннего месяца Нисан.

Пасхальная жертва как единство

Тот, Кто создал этот мир, заповедал нам приносить пасхальную жертву. Маараль говорит, что пасхальная жертва символизирует собой единство. Она отличается от всех остальных жертв. Ее приносят дома, в кругу семьи и друзей. Интересно, что пасхальную жертву нельзя приносить в кругу женщин. Они обязаны объединиться с мужчинами. И герам нельзя собираться в своем кругу, они должны перемешаться с нами. Дом един. В жертву приносили ягненка - божество Египта. Рамбам говорит: это было для того, чтобы прежде всего мы сами отчистились от египетских божеств. Нельзя начать новый отсчет, волоча за собой старое содержание.

«И будет это тебе знаком на руке твоей и памятью перед глазами… и расскажи сыну своему, дабы было это Учение в устах твоих».

Укрощение Великого Крокодила

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину