23 октября 2017 / 3 хешвана 5778

13.12.2010

Традиции Хануки у ашкеназских евреев

О ханукальных традициях ашкеназских евреев рассказывает Валерий Дымшиц – этнограф, переводчик, директор центра «Петербургская Иудаика».

валерий дымшиц этнографВ.А. Дымшиц

Высокий или низкий статус у Хануки?

Праздник Ханука всегда был очень важен для ашкеназов и менее значим для восточных общин (бухарских, горских евреев). В музеях можно найти множество ашкеназских ханукий, но мало кто видел ханукию в Средней Азии. Об этом же свидетельствуют и полевые исследования. На вопрос «какие праздники вы помните с детства» старые евреи Украины и Белоруссии с удовольствием вспоминают Хануку, а из пожилых горских евреев о ней не помнит никто. Почему? Дело в том, что у праздников много функций, в том числе и социальных. Ашкеназский мир имел давнюю и развитую традицию хедерного образования.

А коль скоро есть учебный год, то нужны и зимние каникулы, во время которых детям дают отдохнуть, дарят подарки, сладости. Функционально Ханука как раз и играла роль зимних каникул. На востоке развитой системы начального религиозного образования не было, образование детей было уделом узкой элиты. Нет учебного года – нет и каникул.

ханукияХанукия. Фотография из коллекции центра «Петербургская иудаика»

Существует такая закономерность: если у праздника нет функции, помимо непосредственно религиозной, его «житейский» статус снижается. Например, есть праздник Ту Бишват, Новый год деревьев, выпадающий на календарную зиму. В книгах о нем много написано. Но в ашкеназских общинах климат не тот, и сельским хозяйством мало занимались. Этот праздник нельзя пережить. Что праздновать? Что снега до крыши? А теперь посмотрим, какую огромную смысловую нагрузку несет Ту Бишват в Израиле: ведь это – символ возрожденной страны, садов, плодородия. Таким образом, имеет место зазор между формальным статусом праздника и жизненными реалиями. Например, формальный статус праздника Шавуот очень высок, это йом тов, заповеданный в Торе. Но при этом Шавуот весьма умозрителен, собственно ритуального в нем мало. Простому человеку трудно прочувствовать такой праздник, когда ни съесть, ни сплясать, ни ритуал выполнить. У Хануки же формальный статус довольно низок. Но фактически – все наоборот!

Ханука в XX веке: общечеловеческий национальный праздник

В XX веке Ханука приобретает новое значение. Сионистское движение прочитало в ней «военный» смысл. Апология «сильного еврея» была важна для сионистов. Из Хануки эта идея легко вычитывается, в отличие от других еврейских праздников. В XX веке Ханука стала праздником, который странным образом включает кошерных евреев в окружающий «некошерный» мир. Еврей ставит восемь свечей на окне. А у католиков и протестантов в это время тоже праздник, и они ставят на окне семь свечей. Вот и получается: у всех горят свечи – и у нас горят. Все как у людей! Зимой у все праздники, свечи, беготня по магазинам – и у нас тоже! У всех все сверкает, блестит, подмигивает – и у нас тоже! Ханука легко упаковывается в американскую действительность, где религиозны все, но сама религия удобна, конвенциональна. В условиях мультикультурного общества надо, чтобы было что предъявить соседям. Большинство еврейских обычаев требует сложных, громоздких объяснений. Ханука же в этом смысле уникальна. Никому не надо долго объяснять, почему в холодном и темном декабре зажигают огонь. Таким образом, в XX веке Ханука стала амбивалентным праздником: с одной стороны, это праздник национальной гордости, патриотизма и оружия, с другой стороны доля общечеловеческого содержания в нем куда больше, нежели в других еврейских праздниках.

ханукияХанукия. Фотография из коллекции центра «Петербургская иудаика»

Карты еврейской масти

В Хануку ашкеназские евреи играли в карты. В коллекции Российского этнографического музея можно найти специальные «еврейские» карты с другим обозначением мастей (обычные карты с их крестями и бубнами евреям не нравились). Играли и в дрейдл – примитивный вариант рулетки. Более «продвинутые» баловались шахматами. Вообще-то, азартные игры – вещь малопочтенная и запрещенная Талмудом. Но и игры интеллектуальные не слишком поощрялись, ведь это напрасная потеря времени, предназначенного для изучения Торы. Согласно Бахтину, подчеркивание основополагающих религиозных ценностей происходит через их профанацию в карнавале. Еврейская традиция не одобряет пьянство. Но в Пурим надо напиться. Ни одна религиозная традиция не поощряет лицедейство. В Пурим положено устраивать представления. Азартные игры не рекомендуются – а в Хануку они приобретают характер поощряемого обычая.

Из чего делают латкес?

Конечно же, вы скажете – из картошки. В Петербурге все так думают. Ведь большинство евреев Петербурга – выходцы из Белоруссии, а там кроме картошки растут только сосновые шишки. Но картошка вошла в обиход довольно поздно, ведь до середины XIX века картофель не имел серьезного распространения в Восточной Европе. Согласно мемуарной литературе (возьмем, например, мемуары Полины Венгеровой: женские мемуары – бесценный кладезь бытовых подробностей), в первой половине XIX века, латкес делали из гречаной муки. В начале XXI века в самых разных местах Украины наши информанты говорили нам, что латкес – это, конечно же, оладьи из гречаной муки. С точки зрения более зажиточных украинцев, картофельные оладьи – это обыденное блюдо, а греча дороже и больше подходит для праздничного стола.

Выставка ритуалльных предметовВыставка ритуалльных предметов, собранных экспедициями Ан-ского, в помещении Петербургского еврейского историко-этнографического общества. 1914 г. Фотография из коллекции центра «Петербургская иудаика»

Интересна и сама этимология идишского слова «латкес». На самом деле, оно происходит от «оладки». Здесь имеет место лингвистическое явление гиперкоррекции: носители идиша искренне считали, что в слове «оладки» (произносимом как «аладки»), первый звук «а» – это неопределенный артикль. «А латке», во множественном числе – «латкес»! Такая же участь постигала и другие слова, начинающиеся с «а». Мне приходилось, например, слышать слово «а кушерке», то есть «акушерка».

И еще о картошке. В Белоруссии известен «рецепт» изготовления Ханукии из картофелин. Берут 4 картофелины, режут пополам. 8 полусфер разрезом вниз ставят на подоконнике, наверху делают углубление, наливают масло, вставляют фитиль из ваты. «Бедняцкий» вариант Ханукии готов!



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
20 октября 2017
20 октября 2017
19 октября 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011