Все проекты
Общину поддержали 31216 раз

«Нижайший раб» или еврей на баррикадах?

Как вести себя еврею в изгнании, среди враждебного окружения? За что Вс-вышний наказывает праведников? На эти непростые вопросы отвечает раввин Ури Суперфин, основываясь на тексте недельной главы «Ваишлах». Прочитать главу можно тут

Начало этой главы посвящено теме евреев в изгнании. Яков не полагается на свои заслуги и ведет себя приниженно перед братом, который демонстрирует силу. Четыреста всадников с Эсавом скачут, да не простых: ученики Авраама. И наш праотец на века научил нас, что даже самый праведный еврей не может полагаться на свою праведность там, где сила и успех – у окружающих народов. Сегодня они «братья», завтра они – «эсавы». Так было всегда; у нашего народа накопился болезненный опыт в этой теме. И как там Рабби писал Антонинусу-цезарю? «Нижайший раб твой, Иеуда». Так вот.

Те евреи, которые перестают заглядывать в Книгу, быстро забывают эти прописные истины и косятся на баррикады, ища те, что повыше. Идут «делать революцию». Чтобы потом пострадавшие (а в переменах глобальных масштабов не бывает без пострадавших) указали перстом и сказали: вот ЭТИ воду мутили. Из-за НИХ все беды. ...И не то что бы были неправы говорящие так, кстати.

В этом есть свои границы: много бедствий пришлось пережить нашему народу из-за того, что Яков называл Эсава «господин мой». У Якова уж точно Господин – один и Единственный. Но все же поведение Якова на той встрече с братом должно охладить много горячих кудрявых голов, которые готовы положить свои (и чужие) души на алтарь во имя благоденствия и справедливости, а вот о своих душах и душах своих соплеменников как-то забывают.

За что пострадала Дина?

Уже «баалей а-Тосафот» спрашивают, за что с Яковом приключился ужас любого отца? Именно у нашего праотца должны изнасиловать дочь?! Как такое может быть?! И как можно понять объяснение наших мудрецов, что столь суровое наказание Яков заслужил тем, что не отдал дочь Эсаву в жены? А кто бы отдал? Да ни за что! Как можно отца, желающего своей доченьке наилучшей участи, укорять, что не отдал ее за человека столь сомнительных моральных качеств?!

Раши одним словечком в своем комментарии решает эту проблему. Он употребляет слово, которое в большинстве мест означает нечто нежелательное, некое опасение. В переводе это будет выглядеть так:

«И переправил своих одиннадцать детей..., а где же была Дина в тот момент? Он запер ее в сундуке, дабы Эсав не имел возможности увидеть ее. За это и был наказан Яков: за то, что не допустил их встречи, чтобы, не дай бог, Дина не повлияла бы благотворно на Эсава. Посему и попала она в руки Шхема».

Оказывается, не за сам факт пострадал Яков, а за намерения. Мотивы – наиважнейшая вещь! Если бы он руководствовался обычными соображениями: «он моей Диночке не пара», ничего бы с Диной не произошло. Но нет, он намеренно лишал брата, быть может, последнего шанса встать на путь Служения. И вот только за эти мысли и был наказан. С праведниками Всевышний очень строг, как известно...

Безусловно, сам этот подход требует и объяснения и понимания. Возможно, сегодня, когда все евреи – это уже не просто одноплеменники, а некий монолит, корни которого уходят высоко в высшие духовные миры, такое намерение никогда не легитимно. Даже если речь идет о законченном злодее. ...Впрочем, тема эта достойна целой главы, а не коротенькой заметки.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину