19.12.2018
Двенадцать камней Израиля
Раввин Ури Суперфин рассказывает о том, что поможет построить идеальную общину Израиля, основываясь на недельной главе Ваехи.
Текст главы можно прочитать тут
Мир создан так, что у него должен быть смысл. Евреи, изучая и исполняя Тору, придают смысл этому копошению тел и страстей. Это известная аксиома. Менее известно, что в наших источниках рассматривается идея о том, что условие дарования Торы - это существование Двенадцати колен. Как минимум в трех местах в «Мидраш Раба» указывается, что без Двенадцати колен у горы Синай откровение не было бы возможным.
Двенадцать колен могли бы произойти уже от Адама. Но Каин убивает Эвеля, и становится понятным, что Адам - неподходящий воспитатель для будущих 12 колен.
Не родила Двенадцать колен и Сара. И Ривка тоже. Насчет Ривки мидраш говорит интересную вещь: Эсав, покидая ее чрево, разворотил его так, что она больше не могла рожать. Не факт, что речь идет именно о физиологии, но это и не важно. Главное, что причина, по которой у Ривки не родилось 12 сыновей отличается от той, что была у Сары.
И вот сын Ривки, Яков, женится. Причем на двоих, хоть и не по своей воле. К женам прилагаются две служанки, которые, опять же, не по его инициативе, станут его наложницами. Яков достоин породить 12 колен, и свыше ему даны для этого все условия. Более того, мидраш пишет, что камней, которые спорили за право стать изголовьем праведника, а потом слились в единый камень (см. главу Ваеце), было двенадцать. И Яков знал, что число это неслучайно, ведь случайностей не бывает. А то, что камни слились в один, это намек на необходимость единства между братьями.
Тем интереснее тот факт, что Яков не останавливал Йосефа, когда тот жаловался на братьев, хоть это и не способствовало миру и единству между ними. Отсюда мы видим, что правда превыше всего - особенно для Якова, который был самой квинтэссенцией правды. И, если Йосеф считал, что правда такова, отец не мешал ему. Чего бы это ни стоило. Невозможно вырастить тех, кто получит Тору, если не дать им жить по правде, даже если правда вступает в конфликт с единством. И еще: так же, как и в случае с Каином, поведение сыновей Якова должно было определить, достоин ли он стать родоначальником 12 колен. Ведь соответствовать должно не только количество, но и качество. Так что Якову просто нельзя было вмешиваться, когда Йосеф был по-своему прав. Следование правде – что может быть достойнее?
Когда Йосеф пропадает, а его братья демонстрируют Якову окровавленную одежду, тот в горести великой говорит, что теперь ему прямая дорога в ад. И не в простой, а в «шеол» - особенно «глубокий». За что? За то, что недосмотрел. На кону стояло все, смысл существования этого мира; а он еще и так неосмотрительно отослал Йосефа к братьям - и вот чем дело закончилось! Но... в чем же Йосеф настолько провинился, что пал жертвой дикого зверя?! Это что же надо натворить такого? Нет, что-то не сходилось у Якова во всей истории, и потому – «отказывался он утешиться». Неутихающая скорбь была вызвана чувством полного фиаско.
И, как только выясняется, что Йосеф жив, Яков сразу же стремится объединить семью. И дело не в голоде: как раз эту проблему теперь можно, с такими-то связями, решить без труда. Дело в том, чтобы 12 колен были вместе.
Йосеф и в тяжелейших условиях пребывания в Египте, на должности, полной испытаний и соблазнов, смог остаться достойным сыном Якова. Целостность воспитания Якова проявилась на деле - ни один из сыновей не стал «отрезанным ломтем». И роль Йосефа в этом была решающей.
Помните камни под головой Якова? Теперь понятно, почему Тора (49:24) называет Йосефа «камень Израиля»: он был тем, кто доказал: воспитание праотца Якова – цельно, и сыновья его – едины. Несмотря ни на что!
«Нет ничего лучшего для Вс-вышнего во Вселенной, чем мир между людьми». Единство и мир – вот те камни, из которых мы сможем построить идеальную общину Израиля.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2