Все проекты
Общину поддержали 31178 раз

Быть правым или быть вместе?

Почему не существует «колена Йосефа»? Была жизнь Йосефа, правителя земли Египетской, историей успеха или историей провала? На эти вопросы отвечает раввин Ури Суперфин, основываясь на тексте недельной главы «Ваешев». Прочитать ее можно тут

Вся история Йосефа вызывает множество вопросов. И, прежде всего, о том, что есть успех в нашем понимании этого слова. Возьмем колено Дана. Что особенного можно сказать об этом колене? Несколько фактов – да, но глобально – что? С другой стороны, можно ли представить себе еврейский народ без него? А без колена Нафтали? Мы умом понимаем, что сила нашего народа в единстве. В том числе, в единстве противоположностей. Но от Йосефа мы ждем большего, чем от других сыновей Якова: ведь он – сын Рахели, любимец отца. Такие вещи не проходят даром. Однако на деле история Йосефа делится на два странных периода: конфронтация с братьями до Египта и карьера «из грязи в князи» в Египте. Это история личности, а не общества под названием «еврейский народ». Благодаря Йосефу семья выживает в голодные времена, но из-за него же приходит в страну, где евреев ожидает многовековое испытание рабством. Более того, нет колена, носящего его имя! Сыновья Йосефа стали главами колен, которые называются, соответственно, по их именам, а сам Йосеф... как будто он стал эдаким праотцом в миниатюре, по какой-то высшей причине так и не удостоившимся того, чтобы потомки носили на фамильном гербе его имя.

Все, что написано в Торе, призвано научить нас чему-то. Чему учит нас непростая судьба Йосефа? Урок не всегда должен быть через позитив, мы можем учиться и на ошибках. Жизнь Йосефа – это история успеха? Или нет? Попробую сказать об этом несколько слов.

«Сыновья Ноаха» или «Новая нация»?

Все, кто читает Хумаш, видят, что Йосеф конфликтовал с братьями. Все, кто читает Раши, знают, что у него были претензии к моральному облику сыновей Якова от Леи. Те немногие, кто забираются еще дальше, узнают, что в основе конфликта лежало (как всегда, когда речь идет о личностях такого масштаба) расхождение в подходе к их статусу. Кто они: такие же «сыновья Ноаха», как все соседние народы, или новая градация, новая нация, если хотите, с иными задачами и обязанностями по отношению к Творцу? Вопрос неоднозначен: с одной стороны, Синайского Откровения еще не было, с другой стороны, Вс-вышний являлся их отцам, и не раз. Так вот, братья считали, что они – качественно новый тип человека, и в своих поступках руководствовались уже новым законом. Тем, который будет дан на Синае их потомкам. Йосеф же утверждал, что нет юридических причин позволять себе то, что запрещено «сыновьям Ноаха», каковыми они продолжают являться. ...Отец, видимо, понимал обе стороны и не вмешивался. Йосеф докладывал ему о новых нарушениях, а отец не реагировал. Подход обеих сторон казался ему легитимным. Одно понятно: Йосеф противопоставляет себя братьям. И, в отличие от них, не привносит ничего нового! Он настаивает на том, что нужно продолжать воспринимать и вести себя так же, как это делали их отцы. А братья выходят «реформистами»! Ведь свыше не было указаний менять устои Закона по отношению к ним.

«Не отделяйся от общества»

Но говорит Талмуд (Иерусалимский, Пеа 1:1), что за все поступки «гражданского неравнодушия» Йосеф поплатился. Всевышний наказал его за все! ...И здесь мы подходим к главному, как мне кажется, уроку из всей истории Йосефа. Этот урок затем можно будет наблюдать десятки раз, будь то в истории нашего народа, описанной в Танахе, или в более поздние времена. Урок прост: каждый, кто отделяется от общества Израиля, перестает быть частью этого общества. Даже если помыслы его чисты, устремления – во имя Небес, поступки – безупречны. Ничто не поможет. Ведь ничего не бывает случайным: сначала Йосеф на долгие-долгие годы покидает родной предел, дом отца, да и потом, воссоединившись с семьей, продолжает жить отдельно. И занят делом, которое, при всей его внешней солидности, не лучший удел для продолжателя плеяды праотцов. Управление Египтом – вот, чем вынужден был заниматься один из продолжателей дела Авраама, Ицхака и Якова. Кто-то скажет: «какая великолепная карьера»! А я скажу – изгнание и отчуждение от Земли Израиля и от главной задачи еврейского народа.

В этом суть истории Йосефа для нас: лучший из сыновей, любимец отца, праведнейший и умнейший Йосеф – выводится Высшей Волей из семьи, а затем и из дальнейшей истории евреев! Потому что противопоставил себя остальным.

Надо понимать, что, идя отдельно, ты можешь лишиться помощи Свыше. Стоит сто раз подумать, а так ли уж это необходимо? Или все же лучше оставаться вместе с другими, потихоньку оказывая на них свое благотворное влияние?


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину