Все проекты
Общину поддержали 30940 раз

На сорок девятом уровне падения

Почему опасно ходить босиком? Какие ужасы таит в себе земля? До каких пределов может духовно пасть человек? Раввин Ури Суперфин отвечает на эти вопросы на основе каббалистических комментариев к главе Ваэра. Текст главы можно прочитать тут

Энергетика земли

Как мы помним из недельной главы, египетские колдуны пытались воспроизвести все чудеса, которые совершал Моше. Они делали это для того, чтобы доказать: никакие это не знамения Вс-вышнего, а обычное колдовство. И вот колдуны успешно превратили воду в кровь и навели на Египет лягушек, но не сумели сотворить вшей. Одна из причин этого, пишут в «Даат зкеним», в том, что колдуны не касались ногами земли. На поверхности земли был такой зримый слой из вшей, что египтяне стояли на них. Сама почва воскишела ими. А чародействовать, не стоя на земле, колдуны не могли.

Уже в Талмуде упоминается, что хождение босиком недопустимо: «Лучше продать крышу дома и купить обувь». По-простому, речь идет о том, что хождение без обуви унижает человека. Но есть и каббалистическое объяснение (приводится в «Каф а-хаим» и др.): земля была проклята Творцом (за то, что не произрастила съедобные деревья, как ей было велено), а контакт с проклятым чреват тем, что и к контактирующему прилепится что-то от этого – первого в мире – проклятия. Понятно, что есть и исключения: например, для раскаивающегося правильно ходить босым. И по земле, на которой располагался Храм, все обязаны были ходить босыми. А вот египетским колдунам именно это качество почвы помогало вершить свое колдовство: они заряжались от проклятия!

49 уровней падения

Великий каббалист Аризаль объяснял, почему Всевышний поспешил вывести наших праотцов из Египта. Дело в том, что они погрузились в «нечистоту египетскую» настолько, что еще немного – и уже некого было бы спасать. Существуют пятьдесят уровней духовной деградации, и евреи на тот момент достигли сорок девятого.

Мне всегда было любопытно: а как можно определить степень падения? В чем оно выразилось? И Вс-вышний помог мне найти ответ. В Зогаре написано, что в среде порабощенных евреев тот из них, кто обращал свои глаза к небу в молитве, почитался у них за праведника. Проще говоря, тот, кто считал возможным с помощью молитвы изменить ужасную действительность, воспринимался остальными как святой, «не от мира сего».

Но ведь, если вдуматься, подобная реакция – часть природы человеческой, и ничего особо праведного в этом нет. Гром гремит – мужик крестится; человек попадает в беду – молится. Природа этого явления нам известна. В обычных условиях тело мешает душе чувствовать близость к Творцу. Но если тело «видит», что его существование в опасности, оно «избирает» меньшее из зол и прекращает мешать душе. Глядишь, она и обратится к Творцу, а Он услышит и спасет. Семинары, на которых далеким от традиции людям рассказывают о Торе, обязательно включают в себя истории о том, как различные евреи пришли к соблюдению. Нередко фабула этих рассказов такова, что еврей, попав в ситуацию крайней опасности, неожиданно для себя вдруг обращался к Тому, в Кого до сих пор не верил, и... чудесным образом был спасен. Есть в этом внутренняя логика, есть смысл. Насколько же надо было отойти от своей природы, чтобы перестать рассматривать обращение к Вс-вышнему как способ решения своих бед?!

Это и есть сорок девятая ступень деградации! Вот она!

...А что характеризует пятидесятую, последнюю, ступень? На ней находился фараон. Вс-вышний наказывает, а тот – пытается дать сдачи! Душа полностью теряет связь с Творцом, начинает воспринимать Его как антипод, как нечто чужое и враждебное!

Стань евреи такими же, как фараон, некому было бы даровать Тору. И Вс-вышний срочно выводит наших отцов из Египта.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину