Все проекты
Общину поддержали 30137 раз

Храм как «материнская плата» мироздания

Менора, жертвенник, Ковчег Завета... как элементы Храма создают модель нашего мира и что они символизируют? Рассказывает раввин Ури Суперфин.

Глава Торы «Трума» посвящена строительству Мишкана, переносного Храма, в пустыне. В Торе перечислено вплоть до мелочей, из чего он должен состоять, как будут скрепляться детали... Понятно, что перед нами нечто большее, чем удобное место для отправления религиозного культа. Недостаточно отгородить некую территорию и расставить там необходимую утварь, руководствуясь соображениями удобства или эстетики. В каждой детали есть глубокий смысл.

Размер имеет значение

Прежде всего, обратим внимание на размеры Мишкана. Его столбы были меньше, чем в Храме, а жертвенник менее массивен. Почему? Чтобы удобнее переносить? Но почему тогда было не сделать принадлежности Мишкана еще меньше? На самом деле, размеры каждой детали Мишкана имеют значение. И именно сравнение с иерусалимским Храмом поможет найти разгадку.

Согласно комментарию Раши, Всевышний постановил, чтобы во веки вечные размеры Храма были тождественны размерам Мишкана. Этот комментарий очень удивлял Рамбана: ведь мы же знаем, что параметры Первого Храма были крупнее, чем у Мишкана. А параметры Второго Храма стали еще более крупными. Рав Элиягу Мизрахи поясняет: Раши имел в виду не сами размеры, а пропорции, причем исключительно «вид сверху», как на карте. Если в Мишкане жертвенник был, условно говоря, два на два, то в Первом Храме – четыре на четыре, а во Втором – пять на пять.

Дело в том, что, как пишет «Мидраш Раба», Мишкан являлся «макетом» духовных составляющих этого мира. Осмелюсь сравнить это с более понятной современнику материнской платой компьютера. Если вы знакомы со строением компьютера, то без труда различите на ней процессор, слоты для планок оперативной памяти, жесткий диск, видеокарту и т.п. Все эти составляющие и есть компьютер, каждая из них важна. ...То же самое и Храм. Кроме своей непосредственной функции, он еще был и моделью мира. Но не простой моделью, а с соблюдением пропорций! Сейчас объясню.

Вот, предположим, мы объясняем другу, как проехать куда-либо. Мы берем первое, что попалось под руку: спичечный коробок, пачку сигарет, книгу, коробку, стакан, и выстраиваем из них модель местности. Никому и в голову не придет скрупулезно соблюдать пропорции, следить за тем, чтобы спичечный коробок в роли машины соответствовал бы коробке в роли здания и т.п. Это лишь схема, не более. А вот Мишкан был не только схемой, а точным чертежом! Каким образом? А вот каким.

Нам знакомо выражение «духовный рост». Конечно, духовность не измеряется сантиметрами, но мысль понятна: бывают люди, «высокие» духовно, а бывают «духовные карлики». Всевышний, давая Моше размеры Мишкана, подогнал их под «духовный рост» поколения пустыни! Мы еще не выяснили, что обозначает, к примеру, тот же жертвенник и, соответственно, как воспринимать его размеры, но одно уже сейчас ясно: тот духовный движитель, который символизировал собой жертвенник, на тот исторический момент был вот настолько велик по отношению к другому духовному движителю, имя которому «человек».

И, да, совершенно верно, духовный рост человечества уменьшается. Так называемая «деградация поколений» - одна из важных тем в иудаизме. Чем ниже духовный уровень людей, тем Храм как модель духовных составляющих этого мира становится крупнее. Просто потому, что человек теперь уж не так велик, как был.

Жертвенник как Служение

Снаружи, во дворе Мишкана, стоял жертвенник. Жертвенник – это Служение Творцу. Служение может быть разным, но его апогей – самопожертвование. Недосыпать, недоедать, лишать себя общения с близкими ради того, чтобы исполнить волю Творца... Все это – подобие жертвы в миниатюре. А вот, как рабби Акива, быть сожженным на костре за веру, – это жертва и есть. И жертвенник указывает на идеал Служения.

К жертвеннику ведет трап. Он, конечно же, поднимается все выше и выше. Так и путь к наивысшей точке Служения – непрост, постадиен. Все выше и выше. На трапе клали соль, чтобы солить куски, которые будут сожжены на жертвеннике. Соль придает мясу жертв вкус. Только та жертва угодна Творцу, которая делается во имя Небес, а не во имя своего карьерного роста, не во имя самовозвеличивания. Иначе жертва получится пресной, «невкусной».

Резервуар с водой – чистота помыслов

За жертвенником расположен большой резервуар с водой - омывать руки и ноги священников. Это Чистота Помыслов на всех путях (ноги) и во всех делах (руки). Резервуар не стоит ровно за жертвенником, он виден входящему, так как располагается за трапом. Чистота помыслов должна быть путеводной звездой для идущих вверх по пути Служения.

Стол с хлебами – пропитание всего сущего

Внутри Мишкана, справа, стоит стол-стеллаж с хлебами особой формы. Форма чем-то напоминает крылья ангелов. Этот стол – это Пропитание всего сущего. Справа – потому что это сторона Милосердия. Всевышний в милосердии Своем дает пропитание всем. Его ангелы поддерживают рост каждой травинки, посылают средства для заработка каждому человеку. Хлеб не черствел всю неделю, пока его не сменяли на новый. Хлеб обязан был находиться все время на столе. Не оскудевает рука Творца и не прерывается благо, поступающее сотворенным.

Жертвенник воскурений – наши намерения

Посредине – малый жертвенник, для воскурений. Воскурение – это Намерения. «Тора требует сердечности», - говорит Талмуд. Да, у нас есть четкие законы на все случаи жизни, и еврею важно их знать. Но без осмысленности нет ценности этим, чисто механическим, действиям. Воскурение – это «запах» деяний, приятных Творцу. И «благоухание» их зависит напрямую от намерения делать все во имя Повелевшего.

Менора – мудрость Торы

Слева стоит светильник-менора. Это Тора. «Ибо Тора – свет». Свет Мудрости. Слева – потому, что не бывает мудрость врожденная. Только приобретенная с огромными усилиями и старанием. Таков закон духовной природы этого мира. Менора золотая, так как нет ничего дороже мудрости в этом мире.

Ковчег Завета – мудрецы Торы

А за отдельной занавесью, в глубине Мишкана, стоит Ковчег. Он из дерева, но облицован с двух сторон золотом. У него есть крышка сверху, и из нее, из цельного куска, изваяны два ангела. Это Мудрецы Торы. На них стоит весь мир. Они просты, доступны, как дерево, но мудры, как в Торе (внутренняя облицовка), так и в делах житейских (внешняя). И они способны повелевать ангелам.

Ковчег переносят с помощью шестов. Тора запрещает вынимать шесты из их колец. Шесты – это поддержка изучения Торы. Она всегда должна быть.

Но, впрочем, это уже другая тема.

Картинки с сайтов myjewishlearning.com, beit-hamikdash.co.il


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину