Все проекты
Общину поддержали 30792 раз

Мягкая несвобода. О рабстве в иудаизме

Во времена Храма в еврейском обществе существовал институт рабства. Кого продавали в рабство, а кого продать было нельзя? Каковы были обязанности хозяина по отношению к рабу? Об этом рассказывает раввин Ури Суперфин, основываясь на недельной главе Торы «Мишпатим». Текст главы можно прочитать тут

Первая заповедь, содержащаяся в главе Мишпатим, – заповедь о рабе-еврее. Что мы знаем об этом? Что еврейское рабство – самое гуманное рабство на свете. Если у хозяина есть лишь одна нормальная перина, он должен отдать ее своему собрату, находящемуся у него в рабстве. Еврейский раб покидает дом своего хозяина с наступлением года Шмиты - так назывался субботний год, последний год каждого семилетия, в течение которого Земля Израиля оставалась необработанной, а долги отменялись. И покидает не с пустыми руками: бывший господин обязан наделить уходящего подарками. Замечательно! Сейчас узнаем много больше.

За что продавали в рабство?

Рабом становился только еврей, который проворовался, а нам бы хотелось получить у него стоимость украденного.

В рабы мог попасть лишь тот еврей, у которого нет денег, чтобы возместить украденное. Если у него есть хотя бы на возмещение непосредственного ущерба, а на оплату-штраф в двойном размере уже не наскрести, его не продают в рабство!

В рабство продавали даже такого вора, работа которого (до Шмиты) ценится меньше стоимости украденного. Например, водопроводчик, укравший полотно, скажем, Рубенса, не сможет возместить стоимость оного никогда. Но, тем не менее, хоть какие-то деньги с его продажи можно выручить. А остальное он будет отдавать, уже не будучи рабом. Вторично, после года Шмиты, его в рабы за это не отправят. За каждое воровство продают лишь раз.

А вот если услуги этого еврея стоят больше, чем украденное им, такого не продают в рабство. Казалось бы, можно продать его в рабство не до Шмиты, а, скажем, на три месяца, чтобы он отработал украденное, но нет, или рабство до Шмиты, или ничего. Будет отдавать, как обычный должник.

Если действовала банда, возмещением украденного будут заниматься также вместе. И тут надо учитывать, сколько приходится на каждого, потому что, если на каждого приходится меньше, чем они заработают до Шмиты, их не продают в рабство.

Кого не продают в рабство?

Женщину не продают в рабство.

Несовершеннолетних также не продают, как и сумасшедших: они просто не обязаны отвечать за ущерб. Опасно иметь дело с несовершеннолетними! А вот коэнов продают, хоть и существует запрет пользоваться услугами коэна.

По закону, если раб желал остаться со своим господином и после наступления года Шмиты, хозяин должен был проколоть ему ухо шилом, и тот терял свою свободу уже окончательно. А как быть в этом случае с коэном, заявившим, что он хочет остаться со своим господином и «на второй срок», - целая тема. Ведь коэнам нельзя прокалывать ухо: это делает их непригодными для службы в Храме.

Бейт-дин не имел права продавать еврея в рабство нееврею. Более того, если даже такое случилось, у сделки нет юридической силы. Другое дело, если еврей сам продался в рабство к нееврею, тогда, хоть изначально он и не имел права так поступать, сделка считается действительной.

Права раба

...Сегодня сложно представить себе человека которому захотелось бы стать рабовладельцем, при таких условиях-то.

Еврейский раб имел право оставить себе любую находку. Господин обязан кормить жену раба-еврея, и не только кормить, но и обеспечивать жильем, одеждой. И детей раба, во всяком случае, маленьких – тоже. При этом, что бы те ни производили, не принадлежит господину их мужа и отца!

В чем смысл рабства по Торе?

Рабство - это ограничение свободы. Отсутствие свободы подрывает возможности выбора. А без выбора невозможно Служение. Все наше служение Богу заключается именно в правильном выборе. Почему же тогда Тора, в которой не фигурирует тюремное заключение как мера наказания, позволяет существовать рабству, пусть и в щадящих рамках? Как же основа основ - человеческая свобода?

Видимо, в этой заповеди проявляется великая идея «Во всех путях своих - познавай Его!» Если есть свобода, то существует и несвобода. И в рамках несвободы тоже надо уметь служить Творцу.

Хотите знать о сюжетах Танаха больше?

Еще не поздно присоединиться к занятиям курса «Библейские сюжеты в понимании иудаизма. От Сотворения Мира до строительства Храма». Занятия по воскресеньям 13:00 - 15:30 в Синагоге Петербурга (Лермонтовский, 2).


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину