Все проекты
Общину поддержали 30788 раз

«Будем ли мы те, кто мы есть, когда пройдет боль»

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Микец

Семнадцатилетний мальчик, любимый отцом, продан своими братьями в Египет. Это факт, известный нам. А как эту ситуацию видит сам Йосеф?

Между ним и братьями существуют принципиальные разногласия: каким быть народу Израиля.

Йосеф: «Быть сердцем среди других органов»

Йосеф считает, что мы должны жить среди других народов, стать в чем то похожими на них, надеть их одежды, заговорить на их языке. Только так, оставаясь их частью, мы сможем на них влиять. В прошлом у Йосефа были единомышленники. Например, Терах - отец Авраама. Когда он и сыновья его ушли из Ур Касдим, они осели в Харане. В Эрец Исраэль пошел только Авраам, чтобы стать там большим народом. Народом - не общиной ивриим среди гоим, какими были Терах и Нахор - брат Авраама. Единомышленники будут у Йосефа и в будущем. Например, рав Рафаэль Шимшон Гирш. Еврейская община вполне может выполнять функцию - нести «свет народам». Или, говоря словами раби Иуда алеви, «Израиль между народами - как сердце среди других органов». Мы должны быть там. Мы не обязаны отделяться от них территориально. Будем влиять изнутри. Мы одно тело. Сионисты не правы, по мнению рава. После эмансипации мы способны влиять изнутри.

Братья: «У народа должна быть своя земля»

Братья же считают иначе. Мы - народ, а у народа должна быть своя земля. И только так мы сможем быть светом для других народов. Авраам ведь получает обещание от Творца: я сделаю тебя народом. Не ешивой, не общиной с прекрасно организованной системой взаимопомощи и красивой синагогой, а народом. Влиять мы сможем лишь как народ. Построив свой дом по законам кашрута, включая канализацию и подвал.

Отец отсылает Йосефа к братьям, зная, что они его ненавидят. Братья приговаривают его к смерти. Волей судьбы Йосеф смерти избегает и оказывается проданным в Египетское рабство.

Йосеф не знает, в отличие от нас, что от братоубийства они отказались, а главное, он не знает какова роль отца. О глубоком трауре Якова после исчезновения «сына старости» Йосефу ничего неизвестно.

Преданный всеми: проверка на прочность

Тотальное одиночество и ощущение самого страшного - предательства родных. Это с одной стороны. С другой стороны, Йосеф оказывается в ситуации, когда его правда может быть воплощена в жизнь.

Это особенность Йосефа: попадая в яму судьбы, он превращает беспросветную тьму в свет. Он будет выкарабкиваться из любой ямы. И не просто выкарабкиваться, а взлетать на новый уровень. Качество Йосефа - «есод», «основание». Умение восстанавливаться после любого падения. Преодолевать самую страшную боль, не меняясь, оставаясь собой, поступая согласно собственным принципам. Ему не страшна самая трудная ситуация, она лишь несет функцию внешних условии для роста. Он остается собой, даже надев египетские одежды и кольцо силы, дарованное фараоном. Он - это он. Мальчик иври, который тут, чтобы воплотить свой сон, пусть преданный семьей. Точно таким он был в земле ивриим, когда рассказывал братьям сны, которые рассказывать не стоило. Но мы же помним, что он - основание. А любая ситуация - лишь проверка основания на прочность, но ни в коем случае не причина меняться.

Египет, охваченный снами

В Египте, взлетев на неожиданную высоту, после истории с женой Потифара Йосеф снова падает в яму. В египетскую тюрьму. Ситуация не из лучших. И тут вдруг начинают происходить странные вещи. Все кругом видят сны. «Сновидец», «Посмотрим, чем станут его сны», - говорят братья. Посмотрим. И - о чудо - план Йосефа работает! Само его присутствие влияет на Египтян. Они видят сны, а он их им растолковывает.

Его толкования оказываются верными. К нему прислушиваются. Он влияет, даже будучи заключенным. Из этой ямы Йосеф не просто выходит благодаря своей способности понимать сны, а оказывается лицом к лицу с фараоном.

Сон, не постижимый для фараона

Фараон тоже видит сны. Все, что Тора рассказывает о снах фараона, не может не удивлять. Семь тощих коров, семь тучных, тощие съедают тучных. Семь дохленьких колосков, семь здоровых, дохленькие поглощают здоровых. Сны волнуют фараона, и ни один из его волхвов не может объяснить? Ну, положим, там не было ни Фрейда, ни Юнга. Хорошо. Но ведь волхвам, повторившим часть наказаний египетских во времена Моше, должно быть очевидно содержание сна. Оно ж буквально орет и трубит. Семь лет урожая, семь лет голода. Но нет, они этого не понимают. Очевидно сам факт того, что природа может измениться, и божественный Нил откажется кормить Египет, для египтянина непостижим. Мифологическое сознание статично. Силы природы персонифицированы в богов. Боги не меняются. Нил был всегда и всегда кормил. Сон фараона - пророческий. Число семь неестественно для египетского сознания, ведь на руке только 5 пальцев. Оно естественно для мальчика-иври, знающего, что природа - лишь конкретная ситуация, скрывающая в себе Творца. Физика - лишь проявление метафизики. Нил не абсолютен, а зависим от желания Творца. Ситуация может меняться - голод в Египте возможен.

«Мой план работает, я победил»

Давайте проследим траекторию движения Йосефа в Египте. Раб-иври. Ответственный за дом важного египетского чиновника, «потому что Б-г с ним». Заключенный в египетской тюрьме. Ответственный над заключенными. Второй человек после фараона. Ничего себе! А план-то работает!

Растолковав фараону сны и предложив путь решить проблему голода, Йосеф оказывается вторым человеком в Египте. Помните его первый сон? Снопы. Йосеф кормит не только Египет, но и окружающие народы. Сон близок к воплощению. Раши говорит, что Иосеф и обрезал египтян.

К этому времени он женится на Аснат - как говорят комментаторы, это дочь Дины и Шхема. У него рождаются дети. Интересны их имена: Менаше и Эфраим.
Менаше от корня «забывать». Я забыл дом отца, я пошел по своей дороге, я влияю изнутри, и весь Египет знает: это иври. Б-г с ним. У него все получается.
Эфраим - «Вс-вышний дал мне потомство в земле этой». У меня есть второе поколение единомышленников. Ивриим в египетских одеждах, говорящих по-египетски, но кушающих отдельно от Египтян.

Мой план работает. Я победил ситуацию.

Готовится развязка

«И был голод в земле Египетской». Но благодаря Йосефу там есть пшеница.

Голод достиг пределов земли ивриим. Согласно Рамбаму, Йосеф знает, что братья придут к нему на поклон. Он готовится. Йосеф готовит ситуацию. И братья приходят. Их десять. Беньямина - младшего, единственного оставшихся в живых из сыновей Рахели, Яков не отпускает с ними.

Это случилось. Йосеф - правитель Египта. Они - предавшие его братья - кланяются ему за пшеницу, которая нужна им чтобы выжить. Но их десять. «И вспомнил Йосеф свой сон», и заплакал. Во сне было одиннадцать стогов. Беньямина нет с ними. Кто знает, возможно с ним приключилась та же беда, что с Йосефом, и братья избавились и от него?

Рамбан пишет, что Йосеф конструирует ситуацию, которая поможет ему понять, что же произошло в доме отца его за эти тринадцать лет. По мнению Рамбана, Йосеф не сообщает отцу о том, что он жив, потому что его миссия - мир с братьями - не окончена.

Но для развязки ему необходим одиннадцатый брат, Биньямин. В конце концов, именно он должен объединить народ Израиля: «Его душа связана с душой Якова».

Яков не согласен отпустить Биньямина с братьями. Он помнит, что случилось с Йосефом. Не убеждает его и готовность Реувена пожертвовать своими сыновьями, случись что с Биньямином. Раши комментирует предложение Реувена: «Сумасшедший первенец. Разве смерть внуков компенсирует потерю сына?» Зато с Йегудой Яков Биньямина отпускает. Йегуда сказал: я гарант.

«Йегудим аревим зе ле зе» - «Евреи ответственны друг за друга». Эта ответственность пересекает границы родственных связей. Мы народ. Сын Леи - Иуда, ответственен за сына Рахель - Биньямина.

Ситуация, в которую Иосеф ставит братьев, приведших по его требованию Биньямина, очень напоминает ситуацию, в которой был сам Йосеф. Рамбан говорит: он хочет проверить, раскаялись они в содеянном или нет. Только вместо него - Биньямин. Иосеф выделяет Биньямина, как когда-то выделял его самого отец. Иосеф превращает. Биньямина в «опасного», подложив в его сумку свой бокал.

Ирония? Намек? Помните, Рахель своровала у отца своего бокал, по которому он гадал. «Вор - сын воровки», - говорят ему братья, согласно комментариям. Ситуация готова к развязке.

Откажитесь от. Биньямина, как отказались от меня точно в такой же ситуации. Оставьте его в Египте, а сами уходите!

Наша глава заканчивается посередине действия.

До сих пор программа Йосефа работала.

Со следующей строчки она даст сбой, и Йосеф начнет понимать, что ошибся. Его безусловная, несгибаемая праведность, отсутствие слабостей не позволили увидеть вторую сторону человеческих ошибок - раскаяние.

Об авторе

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из русских царей.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину