Все проекты
Общину поддержали 31005 раз

«Посмотрим, чем станут его сны»

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Ваешев

Удивительная глава. Событийная. Мелькают лица, поступки, ситуации, казалось бы, бы не связанные друг с другом. Но по ощущениям оказывается похоже на свиток Эстер, где весь калейдоскоп событии вдруг складывается в единую картину. Надо просто успеть вовремя ухватить за уши судьбу, как кролика, и медленно вынуть его из шляпы.

«Не будет тебе покоя в этом мире»

«Яков осел в месте проживания отца своего». Слово «сидеть» сразу настораживает. Вспоминается «земля, пожирающая на ней сидящих». Комментаторы не остаются равнодушны к «сидению» Якова.

Плохо, что он осел. Пережил чужбину, обман, одиночество и решил, что достаточно? Можно уже и отдохнуть, заслужил? Хотел покоя не только в будущем мире, но и в этом?

И тут же случились события, связанные с Йосефом. Твой отец тут жил - и тебе не сидеть, Яков. Живи. Жизнь - это непрерывный выбор. Это то что не дает покоя, как писал Иммануил Кант.

Особенный, похожий и любимый

О том, что Йосеф особенный, нам сообщила прошлая глава. Пока он не родился, Яков не мог вернуться домой: у него не было оправдания. И вот родился тот, кто дает Якову силы устоять против укора Эсава. Первенец Рахели - женщины, предназначенной ему изначально. Голос Якова. Яков не просто любит Иосефа. Он любит его больше остальных сыновей. Он похож на него больше других. Он - изначальная судьба Якова. Комментаторы отмечают, что и ум Йосефа особенный. Яков выделяет Йосефа: тот сын старости его. Всегда при нем, не ходит пасти овец, носит особые одежды. Йосеф, как и отец его, сновидец.

Такая близость отца и сына трогает. И не остается незамеченной остальными братьями. Они ревнуют. Завязывается сложный узел внутрисемейных отношении. Распутывать его придется долго - до прихода Машиаха.

Сны Йосефа как предвестие галута

И сны Йосефа странные. Мало того, что в обоих снах присутствует идея особенности, избранности Йосефа, там есть еще кое-что, на что обращает внимание рав Кук. Семья Йосефа - пастухи. В первом же своем сне Йосеф видит снопы - что-то чуждое семье. Помните Каина и Эвеля? Один пастух, второй - земледелец. Эти два вида труда разделены изначально. Йосеф видит свою семью иначе, чем остальные братья. Братья пасут овец. В его же сне они вяжут снопы. И поднимается его сноп, а все стальные ему кланяются. Опять это напряжение между детьми. От Адама и Хавы, через Авраама и Сару, Ицхака и Ривку. Яков хотел покоя, но и его дом не миновала эта беда. Братья ненавидят Йосефа, и Яков это понимает.

Второй сон и того круче. Луна, солнце, одиннадцать звезд - все кланяются Йосефу. Не только братья, но и отец, и мать. Когда можно видеть а небесах луну и солнце вместе? Когда начинаются сумерки. Впереди ночь; ночь - всегда галут. Йосеф видит свою семью иначе. Не пасущие стада иврим: он уводит ее в галут.

Избранность: по праву рождения или благодаря Торе?

Рав Кук пишет, что есть два вида «сгулат Исраэль» (избранности, особенности еврейского народа - ред.). Первая - это естественная коллективная сгула. Мы часть коллектива; он как бы нас крышует. Принадлежность коллективу, к народу Израиля, способность пророчества - врожденное качество. А есть второй вид избрания - Тора. Его надо заслужить, оно не разумеется само по себе. Так вот: конфликт Йосефа и братьев был завязан на глубочайшем противоречии в понимании «сгулат Исраэль».

Похоже, что после горя, произошедшего с Диной в Шхеме, Яков склонялся к позиции Йосефа. Отсюда особые одежды и особая близость. Йосеф обсуждает с отцом разницу позиции. Он не согласен с поступками братьев и «доносил дурные сведения». Комментаторы озвучивают их: братья едят, по мнению Иосефа, часть от живого. Это известное отличие между евреями и «сыновьями Ноаха». «Сыновьям Ноаха» запрещена часть от зарезанного живого до тех пор, пока животное еще дергается. Евреям это разрешено. Братья считают свою семью еврейской еще до получения Торы - в силу врожденной сгулы. Йосеф же считает их «Сыновьями Ноаха». Нельзя быть евреем без Торы. А, чтоб получить Тору, надо пройти Египет. Братья видят в идее Йосефа опасность. Он хочет вновь подвергнуть народ испытанию галутом.

Суд и приговор

«И послал Яков Йосефа из глубины Хеврона в Шхем». Туда, где пасли братья овец.«Из глубины Хеврона», как объясняют комментаторы, означает «из глубины пророчества Авраама». Ведь всем известно, что Хеврон - не долина, а горы. Там нет географической глубины, там высота. Пророчество, которое получил Авраам, - это четыре поколения рабства в чужой земле и возвращение с Торой. Яков посылает Йосефа выполнить миссию - принести мир в семью. Но любимый сын уходит, чтобы воплотить пророчество Авраама. Миссия заняла несколько больше времени и в результате стала общечеловеческой. «Братьев своих ищу я - ушли от братства». Рамбам пишет, что целью всех праотцов было единство народа. Вот за ним и посылает Яков Йосефа. Нет больше ревности и ненависти. Есть суд, не братский, а обьективный. Жесткий суд, в результате которого Йосеф был приговорен к смерти как подвергающий других опасности. Братья считают его сны опасными, смертельно опасными для народа.

Эта разница идеологии была хорошо видна во времена рава Кука. Сионизм 20 века, романтика возрождения, иврит, сельское хозяйство... Мы - народ. И принадлежность к народу делает нас достойными называться Исраэль. Это «врожденная сгула». Социализм сионистов прекрасно вписывается в романтику социалистического равенства. Вся община свята. Больше нет галута. Это позиция братьев Йосефа. Интересно, что одной из претензий Йосефа к братьям было то, что они заглядываются на хананейских девушек. Вспоминаются «палестинские» взгляды сионистских писателей родом из Польши, которые утверждали, что местное население им ближе евреев галута. Иммануил Кант, современник зарождения сионизма, писал, что евреи - это палестинцы среди нас.

Противники же сионизма считали, что лишь Тора делает нас избранным народом. Мы вполне можем оставаться таковым в галуте. Это позиция Йосефа, как считает рав Капах. Пока нет Торы, нет избранности.

Суд между Йосефом и братьями идет по сей день. Они хотели убить Йосефа, но Вс-вышний распорядился по-другому. Йосеф продан в Египет. Пророчество Авраама начинает обрастать телом.

Кто открыл калиточку?

Так кто же продал Йосефа? Кто открыл калиточку Достоевского?

Написано в Талмуде: Яков должен был бы спуститься в Египет в цепях, но Вс-вышний сначала отправил туда Йосефа. Итак, первый обвиняемый - Творец? Его задумка. Далее - мидьянитяне которые достали его из ямы. Обвиняемые - мидьянитяне? Йосеф ведь оказался у них. Но в Египет его привели ишмаэлитяне - так, значит, это они? Как нам, простым смертным, понять, где перст судьбы, а где наше «человеческое, слишком человеческое»?

Йосеф отвечает на этот вопрос: «Вы продали меня в Египет». Каждый поступок - результат намерения. Братья решили его продать. Вс-вышний был милосерден к ним: не позволил основателям народа так сильно запачкаться. Но это Его решение. Ваше решение - продать. Калиточку открыл не Смердяков, не ишмаэльтяне. Ее открыли вы.

Что же примирит Йосефа и братьев?

Случилось то, чего хотел Йосеф и чего не хотели братья, но сделали это своими руками. Народ Израиля отправляется в галут, за Торой. И вот тогда они и выяснят, что «мудрец предпочтительней пророка».

Но идеал - это пророк, который вместе с тем и мудрец. Примирением братьев и Иосефа стал Моше Рабейну. «Врожденная сгула» объединилась со «сгулой Торы».

Об авторе:

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из русских царей.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину