Все проекты
Общину поддержали 30162 раз

Молчание собак

Как уснуть накануне тяжелого испытания? Почему сон может выражать презрение? Какова духовная сущность собак и почему им нельзя было лаять во время Исхода из Египта? На эти вопросы отвечает раввин Ури Суперфин, основываясь на недельной главе Бо. Прочитать текст главы можно тут

Сон как служение

Знаете, что делал Авраам в ночь перед тем, как пошел своими руками приносить в жертву родного сына? Написано: «И встал Авраам поутру». То есть, ночью он спал! Это уму непостижимо! Наутро ему предстоит такое, а он...

А наши предки в ночь перед дарованием Торы? Они тоже спали! И Моше пришлось будить их поутру: «Евреи! Подъем! Пришло время получать Тору!» И это тоже удивляет. Но ответ прост: чтобы были силы все сделать как надо, надо эти силы накопить. Наши предки владели собой в такой степени, что в нужный момент волнение не мешало им уснуть. Это величие, а не безразличие.

В нашей главе и о фараоне говорится: «И встал фараон в ту ночь». Раши пишет, что он спал. Человек, которому Моше сказал, что этой ночью все первенцы умрут! И сам первенец, кстати. И ведь Моше до сих пор ни разу не соврал, все сбывалось. Как же можно спать?! Это еще одно проявление «нечистоты египетской»: наши праотцы спал, чтобы и сном служить Творцу, готовясь к новому дню, полному Служения, а фараон спал, чтобы... продемонстрировать свое презрение к Творцу. Как бы заявляя: «Я не боюсь Тебя!»

И те сны, и этот впечатляют. Но какая же огромная разница между ними!

Собака не лает – евреи уходят

В ночь, когда евреи покидали Египет, ни одна собака не тявкнула. За это собаки на веки вечные получили награду: Тора рекомендует именно им отдавать падший скот. Но не об этом речь, хоть и награда тем, у кого нет свободы выбора, – отдельная тема. Нас сейчас интересует другое. Почему было важно, чтобы собаки не лаяли?

Дело в том, что облаянный Исход – это... нелепо. Это как военный парад, забрасываемый гнилыми помидорами. И Всевышний заткнул собакам пасть.

И еще: наши мудрецы говорят, что, если человек праведен, собака не будет бросаться на него. И даже лаять на него не будет. Выходящим из Египта евреям было далеко до этого уровня. Они достигнут его лишь у горы Синай. А сейчас вчерашние рабы еще не сильно отличаются от своих недавних хозяев. «Какая разница между этими?!» – спрашивали ангелы Всевышнего, и на тот момент они были правы. Лай собак мог это подчеркнуть. Щадя евреев, Всевышний заставил собак замолчать.

Но есть и более глубокое объяснение. В Кабале собака является прототипом темного начала в человеке. «Темное» – не обязательно плохое: скорее, сугубо материальное. Собака способна погибнуть, спасая хозяина. Да, она обожает хозяина, но при этом способна быть лютым врагом другого человека. В каком-то смысле это овеществленный, объективизированный инстинкт самосохранения. Так же и «собака человеческой» души следит за сохранностью самого дорогого для нее – тела. «Молчание собак» – это молчание темной материальной стихии перед лицом чуда Исхода.

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину