16.01.2019
«И тот, кто с песней по жизни шагает…»
Как с помощью песни освободиться от грехов и достичь уровня пророка? Почему царь Хизкиягу упустил Машиаха? Что поможет нам увидеть руку Творца в нашей жизни? На эти вопросы отвечает раввин Ури Суперфин, основываясь на недельной главе Бешалах. Прочитать текст главы можно тут
Песнь только для Творца
Ближайшая суббота называется «Шабат шира», «суббота Песни». В этот шабат читают главу Торы «Бешалах». В ней рассказывается о том, как евреи вышли из расступившихся вод моря и воспели Всевышнему хвалу. Они не попали в руки к египтянам, спаслись, вышли на свободу и даже разбогатели. Есть повод сказать спасибо!
В Торе об этом сказано так: «Тогда воспел Моше и сыны Исраэля эту песнь Всевышнему». Мидраш на эти слова дает странный, на первый взгляд, комментарий: «Всевышнему воспели, а не человеку».
Какому такому человеку? Моше, что ли? Этот непонятный мидраш пытались объяснять мудрецы разных поколений, но мне их комментарии как-то не ложились на сердце. И тогда я решил: самая прямая дорога – прямая. Возможно, слова мидраша означают простую вещь: все остальные песни в Танахе содержат обращение к человеку.
Осталось проверить эту гипотезу. Открываем песнь «Аазину» (Дварим, 32), смотрим. В конце песни Моше говорит о себе! Открываем песнь пророчицы Дворы, и там Двора о себе не забывает! И так далее: во всех песнях присутствует личностный мотив. Выходит, та самая первая песнь по выходе из расступившихся вод моря была особенной, самой возвышенной из всех. И, действительно, говорят наши мудрецы: «Даже самая простая женщина видела в тот момент больше, чем смог увидеть сам великий пророк Йехезкель». Тот, кто способен превратить свою жизнь в песнь Творцу, полностью убрав из нее личностные мотивы, сможет увидеть Б-га во всем вокруг. Достичь уровня пророка.
«Мишна брура» пишет: тому, кто читает (во время утренней молитвы) эту песнь с радостью, прощают грехи. Как такое может быть? Неужели так легко освободиться от груза прегрешений?! Нет, конечно: ведь требуется настоящая радость, как у наших предков там, у моря. Такая радость способна полностью изменить человека. Настолько, что он станет другим, новым, не тем, кто прежде грешил. А значит, и наказывать его будет не за что.
Талмуд пишет, что царь Хизкиягу стал бы Машияхом, если бы воспел благодарственную песнь Всевышнему, когда сильный и жестокий враг – царь Ассирии – чудесным образом был сражен. Уж очень велико было чудо, уж очень напрашивалось восхваление... И такое восхваление в такой момент могло привести долгожданное Избавление.
Хвалебная песнь в миллионах обличий
Но есть и другое мнение относительно того, что в этот день подняло евреев на такой высокий духовный уровень. Не песнь привела их к высотам постижения Божественного, а, наоборот: после того, как Всевышний открылся им, они поднялись на небывалую высоту, с которой увидели все элементы творения как часть божественного замысла. Результатом этого и стала песнь.
Среди наших книг есть та, которую написал сам царь Давид. Речь идет не о всемирно известных Теиллим - псалмах, а о маленькой брошюрке под названием «Пэрек шира». В ней есть удивительные слова о том, что песнь Творцу поют и горы, и реки, и кошки с собаками, и множество других животных.
Как понимать это? Буквально? Мой учитель, рав Бельский, объяснил нам в свое время, что царь Давид в этом маленьком, но таком емком труде показал, какая именно слава Творца выходит из той или иной твари, из того или иного природного явления. Все они – хвалебная песнь Всевышнему, которая просто облеклась в миллионы обличий!
Но мы привыкли к этим обличиям; в реке мы видим лишь реку, в собаке - лишь милое существо с хвостом и четырьмя лапами. Рав Ашер Вайс приводил в качестве иллюстрации этого забавную притчу. В одном городе решили поставить на центральной площади скульптуру. Выбрали самого талантливого скульптора. Тот изваял коня и сам сел неподалеку чтобы посмотреть, понравится ли его творение жителям города. Но, странное дело, люди бросали беглый взгляд и проходили мимо. Наш скульптор впал в уныние, ведь он так старался! Но мудрый товарищ его утешил: «Это твой триумф как скульптора. Твоя работа так совершенна, что они думают: конь настоящий!»
Так и окружающий нас мир: он столь совершенен, что мы не видим длань Скульптора, сотворившего все вокруг. Но когда Всевышний приоткрыл завесу, евреи, восхищенные до глубины души, воспели Творцу самую возвышенную в истории песнь!
Сказано: «Тот, кто говорит Песнь в этом мире, удостоится сказать ее и в мире грядущем». Какая связь? Очень простая: тот, кто смог в этом мире разглядеть божественность всего сущего, тот и в мире грядущем, когда Сам Творец раскроет для нас истинную суть вещей, сможет принять это, а не получить шок.
Давайте уже сегодня стараться разглядеть в каждой вехе нашей жизни руку Творца. В чудесных происшествиях, в излечении, в пропитании, во всем! Мои учителя советовали завести блокнот и записывать в него все события, в которых Высшая Воля проявлялась достаточно прозрачно. Такая привычка способна продвинуть нас к такому видению мира. Мира, который свидетельствует о его Творце.
Хотите знать больше о сюжетах Танаха?
Запишитесь на курс «Библейские сюжеты в понимании иудаизма. От Сотворения Мира до строительства Храма». 27 января - 10 марта, занятия по воскресеньям 13:00 - 15:30 в Синагоге Петербурга (Лермонтовский, 2).
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2