Все проекты
Общину поддержали 30789 раз

Ноги на земле, голова в Небесах

Тора: идеи для жизни с Беллой Слуцкин. Глава Ваецэ

Свой первый урок Торы я получила классе в третьем от бабушки, когда она мне объясняла, почему у нас в Песах не едят вкусные куличи, а наоборот, хрустят невкусной мацой: у нас все наоборот.

То поколение вообще интуитивно формулировало массу истин. Злая тетка советская власть забрала у них Тору, но еврейскую душу отнять не смогла.

Это я поняла, читая Маараля и вспоминая бабушку. Маараль пишет практически то же самое: нам сложно то, что другим естественно. Поэтому мы так мало времени в истории имели политическое влияние.
Про это наша глава. Она продолжает тему предыдущей. Яков выходит из шатра в мир, ему это трудно. Поле - вотчина Эсава. Вообще в этой главе очень много «нашего»; нами пережитого, обдуманного, существующего, чтоб не сказать актуального.

Соединить в себе себя и брата-близнеца

«И вышел Яков из Беер Шевы». Так начинает рождаться наш народ. Беер Шева - зона комфорта. Место, где Авраамом и Ицхаком были заключены союзы, где они были признаны «божьими людьми». Намоленное ими. Но Яков, который на своих плечах несет первородство и благословение Эсава, должен покинуть его, чтоб стать Исраэлем. Соединить в себе и себя, и своего брата-близнеца, что по сути означает перестать быть собой. И голос Якова, и руки Эсава... Родиться как народ не там, где естественная среда твоего обитания, как в случае с другими народами, а совсем наоборот. Наша история не подчиняется естественным законам. Собственная страна – это не разумеется само собой, но является одним из признаков прихода Машиаха, вечной целью. Под сенью этого неестественного факта и проходит наша история.

Первое изгнание в еврейской истории

Первое изгнание - изгнание Якова. Он убегает от гнева брата Эсава. Его положение - априори виновен. Яков вор, лжец. Так видят его окружающие. Тот, кто прав, не бежит из дома. Эта исходная точка галута ЗДЕСЬ ВСПЛЫВАЮЩЕЕ ОКНО: еврей всегда виновен, и неважно, в чем. Поэтому он лишен дома, унижен, но все же вечен. «Вечный жид». Его удел - скитания. Его естественное стремление – «внутрь», его прибежище - время, не пространство.

Пророческая лестница

Но! Убежав из дома, Яков достигает «места». Его выводят наружу: в поле, в мир! Комментаторы говорят, что он оказался в Иерусалиме, на храмовой горе. Наступает вечер, садится солнце, и Яков молится. Мудрецы пишут, что Авраам установил утреннюю молитву, Ицхак дневную, Яков же учит нас, как можно увидеть Б-га, когда темно. Когда ты изгнанник, ограбленный и презренный, «нет более цельной вещи чем разбитое сердце». Нет большей темноты, чем перед рассветом. В следующей главе солнце засияет ему. Но теперь - темнота.

Первый сон, который видит там Яков, имеет массу толкований. Лестница, стоящая на земле, но головой уходящая в небо, - это сам Яков. Он теперь тот, кто должен стоять на земле обеими ногами. Руки Эсава, но голова - в небесах, в шатре: голос Якова. Это пророчество, это его история и история его детей, и ангелы поднимаются и спускаются по ней. Земля и небо должны соединиться в Якове, а над всем этим стоит Творец. Таково наше назначение. Голова в небесах - нам это легко. Вся наша история -голова в небесах. А вот устойчиво стоять на земле - это сложно, неестественно, но необходимо. Царство Давида и Шломо, царство Хасмонеев, а потом только 1948 год... долгий путь, тяжелый.

Галут Эсава

Пророческий сон обещает Якову, что в галуте Б-г не оставит нас и вернет домой. Неестественно, живя в галуте много поколений, не раствориться в окружающих народах. Шпенглер в «Закате Европы» пишет, что это малообъяснимый факт. Но это факт: мы выжили. Бог сдержал свое слово и вернул Якова. Вернул из Египта, вернул из Вавилона, открыл дверь и теперь, в эпоху самого долгого и трудного галута - галута Эсава.

Яков держит свой путь в Харан, в дом семьи Авраама, к брату своей мамы - Лавану. Галут Эсава труден именно этим. Мы живем не в чужой культуре - в родственной, происходящей из дома Авраама, основанной на Танахе. Попробуй-ка не останься там.

Головой в Небесах: странный и смешной

И первая идея, которую он сообщает пастухам в Харане: «Братья мои». Он спрашивает их: «Меаин атем», «Откуда вы»? Слово «Меаин» на иврите означает «откуда» и в тоже время их можно прочесть как «из ничего». Это аллюзия на Творение: что-то из ничего. Вс-вышний сотворил мир и нас как часть Его из ничего. Мы братья, потому что у нас один Творец. Но они отвечают ему: мы из Харана. Слова «И благословятся тобою народы» можно прочесть по-иному: «И соединятся в тебе». Мы в поле, в изгнании, чтобы объединить. Мы братья, потому что у нас единый Б-г, который сотворил нас по образу и подобию. Но они отвечают ему: мы из Харана, мы другие: «тамбовский волк тебе брат».

Яков пока не научился вести себя в поле, он еще не очень крепко стоит на земле. Через 20 лет, когда он уйдет оттуда, это будет другой человек. Но пока он «странный», над ним смеются пастухи. Ведь, увидев Рахель - дочь Лавана, он целует ее и плачет. Поведение человека, чья голова в небесах. Он встретил родную душу, он узнал ее - как Адам и Хава до греха «были наги и не стеснялись». Но Харан - не Ган Эден, и Яков смешон.

Путь еврея: от «априори виноватого» - до Исраэля

Семь лет работает Яков за Рахель. «И были они ему как один день, потому что он любил ее». Любовь - это единство. Достаточно того, что Рахель есть. Он не считает минут, когда наконец будет обладать ей: в его жизни она есть. Время, которое так естественно Якову, перестает течь. Его нет. Любовь – единственное, что выводит его из шатра по доброй воле. Время остается в шатре. Яков в поле, у него есть любовь. Поле ему больше не страшно, там он пасет овец.

Но Лаван обманывает Якова и дает ему вместо Рахель ее старшую сестру Лею. Два сына у Ривки, две дочери у Лавана. Якову была суждена Рахель, Эсаву - Лея. Но Яков взвалил на себя суть Эсава, частью которой была Лея. Лаван очень умело манипулирует Яковом и объясняет, что он сам виноват: «Ты вор, своровал у Эсава все: благословение, первородство, раз так - бери и Лею». И Яков молчит в ответ. Его позиция: априори виновен. Он знает и с этим живет. Освободиться от своего вечного чувства вины перед братом он сумеет, только став Исраэлем, когда засияет ему солнце по возвращении из галута. Поэтому сионисты так культивировали всегда отличие галутного еврея от жителя Израиля. Хуцпа (напористость и нахальство – ред.) израильтян - вещь не самая лучшая, но совершенно понятная. Мы хотим стать теми, кем должны: Исраэлем.

Получив своих жен и наложниц, Яков строит семью, но решает покинуть дом Лавана только после рождения первенца Рахели - Йосефа. Говорят мудрецы: «Йосеф равен по силе Эсаву». После рождения Йосефа Эсав больше не страшен Якову.

Йосеф - это продолжение во времени ветви Яков - Рахель. Дети Леи и Якова - это то, что должно было бы родиться от Эсава. Она ж была предназначена ему. И вот, когда обе эти ветви дают плоды, рождается Исраэль. Яков может уходить.

Ногами на земле

Последний сон, который видит Яков - это овцы. В крапинку, в пятнышки, бурые, не бурые. Как же он отличен от его первого сна с ангелами. Есть Б-г в этом месте. В месте! Не только на Небесах! Чтоб стать Исраэлем, надо видеть присутствие Б-га и тут, в этом месте, среди овец в крапинку. Место, где Якову снилась лестница с ангелами, он назвал «Бейт Эль», «Дом Б-га». Сделал себе Творец дом в нижних мирах, учит нас Тора. И она, Тора, не на Небесах.

И вот когда Яков с овцами и семьей «пошел по своей дороге», «встретили его ангелы» при входе в Эрец Исраэль.

Об авторе:

Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из русских царей.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину