Все проекты
Общину поддержали 38422 раз

Праздник, который приходит, когда больше нет сил

Сегодня – Ту Бишват, Новый год деревьев. О тайнах этого праздника рассказывает наша колумнист Анат Брусиловски

Тайны Ту Бишвата колонка Анат Брусиловски

Ту Бишват приходит тогда, когда больше не остается сил. Когда холод, зима, авитаминоз и усталость угрожают сбить с ног и полностью разрядить нашу внутреннюю батарейку. Мы завариваем душистый чай, ставим на стол вазочки с вареньем, коробочки с сухофруктами и нарезанными свежими фруктами, произносим благословения, пьем, едим и слушаем тихий рассказ деревьев за окном.

Деревья и ангелы

Месяц шват – последний зимний месяц. Созвездие этого месяца – водолей (на святом языке «дли», «ведро»), и дожди в Земле Израиля льют как из ведра. Наступает середина месяца – его 15-й день. В небе ярко светит полная луна, а деревья чувствуют, как из земли от корней по их стволам поднимается «сараф» – светлая смола, их жизненная сила на следующий год. Приходит Ту Бишват – Новый год деревьев. 

Большинство деревьев в Ту Бишват еще не цветут, даже почек на них все еще нет – но это неважно. Важно то, что внутри них зарождается новая жизнь, новое цветение, новая весна. Кстати, «сараф» – та жизненная сила, которую получают деревья – на святом языке также является названием одного из вида ангелов. Мидраш рассказывает, что вместе с питательными соками из земли каждое дерево в Ту Бишват получает своего личного ангела, который заботится о том, чтобы дерево росло и приносило плоды.

Когда Всевышний создавал этот мир, Он начал с райского сада. Творец хотел, чтобы Адама – первого человека – первыми встретили деревья. Ведь именно дереву полевому подобен человек, у деревьев он может научиться многому, тайному, главному. И 15 швата – Новый год деревьев – напрямую связан с людьми и с миром. 

Мир, сотворенный в Ту Бишват

В Талмуде (Трактат Рош Ашана 10 б-11а) приводится спор между рабби Элиэзером и раби Йегошуа. Раби Элиэзер утверждает, что мир был создан в месяце Тишрей, а раби Йегошуа – что в месяце Нисан.

Как бы то ни было, дата сотворения мира (1 тишрея или 1 нисана) относится непосредственно к сотворению Адама, которое произошло на 6-й день творения, поэтому сам мир был сотворен или 25 элула (по мнению рабби Элиэзера) или 25 адара (по мнению раби Йегошуа). Все это согласно простому пониманию вещей. Но раби Леви Ицхак из Бердичева в своей книге «Кдушат Леви» пишет, что стоит рассматривать сотворение мира как сотворение человеческого младенца. Младенец считается таковым только лишь через 40 дней после зачатия – так же и мир в своем потенциале начал создаваться за 40 дней до указанных дат, а значит, не 25 адара, а 15 швата – в Ту Бишват

Превратить грех в изобилие

Но не только цветение этого мира связано с деревьями и плодами – беды мира также.
Смерть пришла в мир после того, как Адам и Хава отведали от плода дерева познания добра и зла.

Целое поколение евреев умерло в пустыне из-за того, что разведчики плохо отозвались о плодах Земли Израиля. Эти грехи на святом языке называются «пеша» – преступление. Наилучшим временем для их исправления является Ту Бишват. Переставив буквы слова «пеша», мы получаем «шефа» – изобилие. На нашем столе изобилие различных плодов, мы произносим на них благословения, благодарим Всевышнего и спускаем в этот мир и в нашу жизнь изобилие Свыше – благословение на здоровье, на пропитание и радость от детей. А само слово «шефа» – это аббревиатура слов «шорашим» (корни), «перот» (плоды) и «анафим» (ветви).

Корни, листья и плоды

Корни – это понятно. Это наша принадлежность к еврейскому народу, наша любовь к Торе, наша связь со Всевышним. Плоды – тоже ясно. Это наши добрые дела и заповеди. Но ветви? Что с ними? 

На ветвях дерева растут листья. Древний мидраш рассказывает: когда в Иерусалиме стоял Храм, из недр Храмовой горы прямо по Святая Святых протекал ручей. Этот ручей устремлялся в долину, и на его берегах росли деревья, которые славились своими лечебными листьями. Тот, кого беспокоила какая-то болезнь, срывал листок, заваривал в воде и пил чудесный отвар. 

«А Ты сидишь на прославлениях Израиля»

Листья деревьев отвечают за процесс фотосинтеза. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. У евреев подобное происходит при произнесении благословений. Когда мы говорим благословение на еду или питье, мы превращаем материальное в духовное и наполняем мир кислородом святости. Поэтому в Ту Бишват принято покупать как можно больше плодов (очень желательно, чтобы был новый плод, который мы еще не ели в этом году, чтобы произнести на него благословение «шеэхияну»). В Теиллим сказано: «А Ты, Святой, сидишь на прославлениях Израиля». Бааль Шем Тов объясняет эти слова так: евреи обеспечивают Всевышнему «пропитание» тем, что благословляют и восхваляют Его. А Всевышний им за это дает здоровье, заработок и здоровых детей. Чего вам всем и желаю!

Анат Брусиловски


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину