Все проекты
Общину поддержали 38899 раз

Шавуот. Проверьте ваши «сосуды»

Тайны Шавуота колонка Анат Брусиловски

По сравнению с другими праздниками Шавуот кажется совсем простым. Нет никаких особенных заповедей и символов – не то, что Песах или Йом Кипур. 

Про другие праздники можно рассказывать бесконечно. А что сказать про Шавуот? В голову приходит только то, что 3335 лет тому назад в этот день мы получили Тору, а сейчас это просто праздничный день, когда едят блинчики с творогом и лазанью.

Но на самом деле все наоборот. Этот праздник – уникальный день еврейского календаря, а его кажущаяся простота таит в себе величие и множество тайн. Предлагаю вам узнать о них вместе со мной.

Праздник без времени и места

Начну с простого вопроса. В какую дату мы отмечаем Шавуот? Вы с легкостью ответите: «В Израиле Шавуот 6 Сивана, а в диаспоре 6 и 7 Сивана!» 

Но откуда мы это знаем? Тора не указывает нам точной даты Шавуота, а только говорит, что от второго дня Песаха нужно отсчитать семь недель – 49 дней – и на 50-й день отпраздновать Шавуот (название праздника на святом языке и означает «недели).

Все верно, но.... В течение семи недель от Песаха до Шавуота мы дважды отмечаем Рош Ходеш – новомесячье. В наши дни наступление нового месяца мы определяем по календарю, но во времена Храма (и тем более 3335 лет назад) наступление нового месяца определяли по свидетельствам очевидцев, которые видели в небе новую луну.

В наше время в месяце нисан всегда 30 дней, а в месяце ияр – всегда 29, но раньше и в нисане могло быть 29 дней (если луна показывалась на день раньше) – и тогда Шавуот праздновали не 6, а 7 Сивана. И если бы Храм не был разрушен, то так могло бы быть и в наши дни. 

Более того, мудрецы Талмуда спорят насчет точной даты самого Дарования Торы. Так как мы не можем знать, когда именно евреи увидели луну после своего выхода из Египта, некоторые мудрецы полагают, что и Дарование Торы было не 6, а 7 Сивана. Такое важное события для еврейского народа, а когда оно точно произошло, мы не знаем.

А что с местом Дарования Торы? 
Все знают, что Тору евреи получили на горе Синай, но никто не знает, где эта гора находится. Как говорит Мидраш, Всевышний выбрал эту гору на такую важную роль за ее скромность. Но и после Дарования Торы она осталась такой же скромной и затерялась среди других гор Синайского полуострова. 

Впрочем, мидраш Шохар Тов (Теиллим 68) приоткрывает нам тайну горы Синай и дает надежду ее (гору) увидеть. Согласно Мидрашу, гора Синай изначально была частью горы Мория (Храмовой горы), находящейся в Иерусалиме. Но перед Дарованием Торы, она «откололась» и перенеслась в пустыню, а когда придет Машиах, Синай снова вернется на свое исконное место и все мы, с Б-жьей помощью, ее увидим!

Проверьте ваши «сосуды», или Как правильно получить Подарок

Итак, Шавуот – праздник без точной даты и точного места. Кажется, что это умаляет его значение. Но ничего подобного! Здесь как раз и кроется одна из тайн Шавуота. Он выше временных и пространственных рамок нашего мира (кстати, неслучайно мы не спим в ночь Шавуота, выходя за рамки привычного распорядка дня). В этот день раскрывается свет настолько яркий, что не вмещается ни в какие границы: свет Высшего благословения. И спускается этот драгоценный подарок в наш мир каждый год.

Но подарок этот нужно уметь получить! Когда-то перед тем, как идти к бочке с молоком, мы проверяли, цел ли бидончик. Вот и перед Шавуотом важно проверить, есть ли у нас подходящая емкость, выражаясь языком Каббалы, подходящий «сосуд», чтобы вместить туда максимум благословения и света. 

Для этого еврейские мудрецы дали нам целых три дня – «Шлошет йемей а-агбала». Во время Дарования Торы именно в эти три дня, со 2 по 5 Сивана, евреи стирали одежду, чтобы войти в праздник духовно чистыми.  А в наше время мы проверяем, целы ли «стенки» наших духовных «сосудов» (намек на это содержится в самом названии этих дней: слово «агбала», «ограничение» означает на святом языке, как «ограду», которая предваряет вход в праздник, так и «внешнюю границу» любого предмета вообще). 

А еще прекрасная подготовка к получению Торы – это изучение самой Торы, в особенности чтение Теиллим (потому что Шавуот – день рождения и йорцайт царя Давида, и изучение хасидизма (так как Шавуот еще и йорцайт основателя хасидизма, раби Исраэля Бааль Шем Това)

Что нельзя делать в эти дни?

А что нельзя делать в эти дни и тем более в сам Шавуот (а лучше – вообще никогда)? 
Злиться!
Хасидизм учит нас, что гнев наполняет человека такой разрушительной силой, что полностью уничтожает его «сосуд» для получения благословений (не зря часто люди чувствуют, что просто «взрываются» от гнева).
Но в праздник Шавуот это еще более актуально. 
В этот день Всевышний передал еврейскому народу Десять Заповедей – «сердце» всей Торы.
Первые две заповеди Творец произнес Сам:
«Я Г-сподь, Б-г твой». «Да не будет у тебя других богов».

Всевышний выбрал себе еврейский народ в служители с четким условием: полнейший запрет идолопоклонства. Книга Зоар же учит нас: «Каждый, кто гневается, подобен идолопоклоннику».
Ведь если нас что-то злит, если кажется, что что-то идет не так, как надо – это показывает, что мы не верим во Всевышнего и сомневаемся в том, что Он решает, как нам будет лучше.
Поэтому в течение трех дней перед Шавуотом, а особенно в сам праздник, очень важно воздерживаться от любого проявления гнева (даже если чизкейк опять сгорел).

Как цветущая гора Синай

Конечно, удержаться от гнева намного легче на словах, чем на деле. Особенно если учесть, что Злое Начало делает все возможное, чтобы поставить нам подножку. Что же делать? На этот вопрос хасидизм дает нам четкий ответ. Победить гнев можно только радостью. Именно радость помогает нам увидеть этот мир цветущим, как гора Синай в Шавуот, только она помогает нам преодолеть границы времени, места, проблем и забот – и получить все благословения праздника: на успех, благополучие, крепкое здоровье, радость от детей и на все, что нужно.

Недаром название праздника на святом языке означает не только «недели», но и «клятвы». Мы поклялись вечно служить Всевышнему, а Он поклялся всегда любить и хранить нас.

Поэтому все, что нам осталось, – приготовить блинчики или сырники, наполнить сердце радостью и принять Тору и множество благословений. Чего всем вам и желаю.

Анат Брусиловски


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину