17.09.2014
А он прощения не попросил
А он прощения не попросил
Раввин Ури Суперфин об обиде, прощении и наказании
До Рош Ашана остались считаные дни, тема раскаяния и прощения сейчас актуальна как никакая другая. Разберем одну из тем, обсуждаемых в наших источниках в связи с тшувой – обязанностью раскаяться в своих грехах.
В трактате «Йома» Вавилонского Талмуда сказано так: «Судный день не искупает грехи по отношению к ближнему, пока обидчик не попросит прощения у обиженного». По-простому, речь здесь идет о том случае, когда обиженный еще не простил обидчику, и тому необходимо, чтобы полностью очиститься от греха, не только раскаяться в нем, но и помириться с жертвой своего недостойного поведения. Но возникает вопрос: а есть ли необходимость просить прощения, если обидчику точно известно, что обиженный уже простил его? Иными словами, что есть просьба о прощении? Необходимое условие для искупления в Йом Кипур или всего лишь средство снискать прощение обиженного (и если тот уже простил, необходимость в акте примирения отпадает)?
Автор книги «Пеле йоец» утверждает, что даже в таком случае необходимо просить прощения. В доказательство своих слов он приводит историю из Талмуда о рабби Зеире, который старался перед Йом Кипуром встретиться на пути своих обидчиков, чтобы дать им возможность попросить у него прощения. Казалось бы, рабби Зеира мог просто простить их? Тем не менее, он проделывал все эти трудоемкие действия. Из этого следует, пишет «Пеле йоец», что акт примирения – необходимое условие для искупления в Йом Кипур. (По правде говоря, тут можно возразить: возможно, в Талмуде шла речь о таком случае, когда обидчики раввина по-прежнему оставались при своей неприязни и не желали покончить с раздором).
Автор респонса «Двар Йеошуа» высказывает противоположное мнение. Он полагает, что, если обиженный уже простил обидчика, нет необходимости просить у него прощения. В доказательство он приводит другую историю из Талмуда. Рабби Тарфона по ошибке приняли за вора и принялись не на шутку колотить. Чтобы их остановить, мудрец закричал: «Пошлите в дом рабби Тарфона, чтобы распорядиться о саване для него, ведь очень скоро он понадобится!» Тогда нападающие догадались, что избиваемый ими «вор» и есть сам рабби Тарфон! Они повалились на колени, умоляя раввина о прощении, на что тот сказал им: «После каждого вашего удара я немедля прощал вам его!» Простой смысл сказанного рабби Тарфоном, по-видимому, заключается в том, что, после того, как он и так простил своих обидчиков, их просьбы о прощении были уже не обязательны.
Кроме этого убедительного доказательства, «Двар Йегошуа» обращает внимание читателя на краткую молитву, произносимую каждым евреем перед сном: «Вот я прощаю всем тем, кто обижал меня и издевался надо мной, или же как-то согрешил по отношению ко мне… и да не будет наказан никто из-за меня». Выходит, что если обиженный простил, этого вполне достаточно, чтобы обидчик не понес наказания!
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2