17.09.2019
Некрасивая девушка, или Несколько слов в защиту нашего народа
Анат Брусиловски о смысле месяца элул, о том, почему Йом Кипур наступает после Рош Ашана, а не наоборот, и о том, в каком свете стоит рассматривать недостатки еврейского народа.
Название последнего месяца еврейского года «элул», как и названия всех остальных месяцев, евреи принесли из вавилонского изгнания. Тем не менее, наши мудрецы наполнили это название глубоким еврейским смыслом, расшифровав его в виде аббревиатуры: «Ани ледоди ведоди ли» – «Я принадлежу своему возлюбленному, а мой возлюбленный принадлежит мне». Этот стих взят из книги «Шир аШирим» – «Песнь Песней», которую написал царь Шломо.
«Кто видит в этой книге любовный роман, подобен злодею»
«Песнь Песней» может показаться образцом любовной лирики, однако в Талмуде сказано, что тот, кто читает это произведение как любовный роман, подобен злодею.
На самом деле сюжет «Шир Аширим» рассказывает нам не историю двух влюбленных: в тексте этой книги зашифрована история взаимоотношений еврейского народа и Всевышнего.
Еврейский народ в наших святых книгах сравнивается с юной невестой. Той девушкой, которая произносит: «Я принадлежу моему возлюбленному, а мой возлюбленный принадлежит мне». Эта связь со Всевышним актуальна во все месяцы года, но апогея достигает именно в элуле. Не случайно и знак зодиака этого месяца, Дева, – один из символов еврейского народа.
Алтер Ребе говорил, что в месяце элул Всевышний спускается в этот мир, подобно царю, вышедшему в поле. Вместе с ним спускаются Тринадцать свойств милосердия, и это не может оставить наши души равнодушными. Мы хотим приблизиться к Нему и укрепить нашу связь, мы хотим принадлежать Ему.
Главное – предложить Ему свое сердце
Но все же не совсем понятно, почему эта фраза была выбрана для названия всего месяца. Известно, что элул – это время подведения итогов, исправления и раскаяния. Вполне уместно было бы в самим названием месяца попросить прощения у Всевышнего или намекнуть на наше разбитое сердце, которое сожалеет обо всем, что мы натворили за этот год. Но мы только снова и снова твердим, что мы – Его, а Он – наш.
Возникает и еще более глубокий вопрос. Если элул – месяц раскаяния и подготовки к Рош Ашана – дню Суда, то почему мы не отмечаем в этом месяце Йом Кипур? Ведь получается, что мы входим в новый год со всеми прошлогодними проступками, которые стираются только лишь через 10 дней после Рош Ашана. Разве не логичнее было бы, чтобы Всевышний сначала простил нам грехи, а только потом судил нас?
Любавический Ребе дает ответ на этот вопрос. Оказывается, главное в Рош Ашана – не суд, а то, что мы просим Всевышнего стать нашим царем и править нами еще один год. Мы словно снова предлагаем Всевышнему свое сердце, и лишь после этого просим прощения за все наши проступки.
«Бедность уродует их красоту...»
Шуламит, героиня «Шир Аширим», говорит: «Не смотрите на меня, что я смугла!». Так и еврейский народ говорит Всевышнему: «Не обращай внимания на некоторые наши прегрешения, стань нашим Правителем и прости нас».
А еще еврейские мудрецы учат нас, что истинная сущность еврея всегда остается кристально чистой и прекрасной, а поступки его, не всегда красивые, часто совершаются под влиянием обстоятельств.
Так, Талмуд (трактат Недарим 66а) рассказывает о человеке, который дал обет ни в коем случае не жениться на своей дальней родственнице, весьма некрасивой девушке. Узнал об этом раби Ишмаэль, один из величайших еврейских мудрецов того времени, и велел привести отвергнутую невесту жить в его дом. Ей выпрямили зубы, окружили заботой и лаской, кормили лучшей едой.
Ну а потом раби Ишмаэль пригласил к себе мужчину, давшего обет, и указал ему на эту девушку со словами:
«Давал ли ты обет, что не женишься на ней?».
«Нет, конечно! – воскликнул восхищенный мужчина, – кто же откажется жениться на такой красавице!»
Услышав это, праведник постановил, что обет был дан ошибочно, и отменил его. А потом расплакался и произнес: «Еврейские девушки прекрасны, просто бедность и тяжелые условия жизни уродуют их и скрывают их красоту...».
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2