02.10.2015
Радость, ломающая преграды
Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер о Шмини Ацерет и Симхат Тора – самых радостных праздниках месяца Тишрей
Пир для избранных
Сразу после Суккота начинается праздник Шмини Ацерет. В Торе сказано: «Байом ашмини ацерет тихье лахем» – «В день восьмой собрание будет у вас». Понять сущность Шмини Ацерета помогает интересный комментарий, относящийся к жертвам, которые приносились в Суккот. В первый день Суккота приносилось 13 быков, затем с каждым днем все меньше, и, наконец, в Шмини Ацерет приносился в жертву только один бык. Комментаторы объясняют, что такое большое количество быков приносились за все народы мира. Но в Шмини Ацерет приносился в жертву только один бык, и делалось это в честь еврейского народа. Это подобно тому, как если бы царь устроил большой семидневный пир на весь мир, а в последний, восьмой день собрал бы вокруг себя только самых близких и доверенных людей.
В Израиле Шмини Ацерет отмечается один день. Об этом празднике в Торе не сказано ни слова – он следует за Шмини Ацеретом только в странах диаспоры. Это самый веселый из всех осенних праздников. Мы выносим все свитки Торы, танцуем с ними и радуемся.
Две части месяца Тишрей
Праздники месяца Тишрей делятся на две части. Рош Ашана и Йом Кипур – строгие, торжественные дни. А потом наступает время радости. И наши мудрецы говорят, что радость в праздники Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора приносит нам не меньший духовный результат, чем трепет и раскаяние Судных Дней.
Расскажу две майсы, относящиеся к празднику Симхат Тора.
Радость, спасшая жизнь ребенка
Один хасид приехал к Ребе и рассказал, что его очень мучает приснившийся ему страшный сон. В этом сне ему явился духовный учитель и сообщил, что, по приговору Небес, один из его детей уйдет из жизни.
Ребе тяжело вздохнул, но ничего не ответил и не дал хасиду благословения.
Растерянный, подавленный хасид решил остаться у Ребе до конца осенних праздников. Перед возвращением домой он попросил у Ребе благословения. Ребе неожиданно сказал:
– Все будет хорошо, твой ребенок будет жить!
Хасид, безмерно обрадовавшись, попросил у Ребе обещания, что так все и будет. И Ребе ему пообещал.
А потом спросил:
– Расскажи-ка мне, что ты делал в праздник Симха Тора?
Хасид ответил:
– Сначала – плакал и грустил. Вокруг все танцевали на акафот, а я сидел у печки весь в слезах. Но затем, вспомнив, что сегодня Симхат Тора, я решил отложить в сторону личное горе и радоваться вместе со всеми. Умыл лицо и пустился в пляс!
Сказал ему Ребе:
– Этим поступком ты и спас жизнь своего сына, изменив небесный приговор!
«Читай молитву без меня!»
Сразу после свадьбы Леви-Ицхак из Бердичева проводил праздники у своего тестя – важного и влиятельного человека. Накануне Симхат-Тора молодому Леви-Ицхаку выпала большая честь: его пригласили прочитать молитву – 17 пасуков (стихов), открывающих церемонию Акафот. Леви-Ицхак поднялся на биму, накинул талес – но тут же снял его. Через минуту он снова надел талес – и снял его снова. Так продолжалось раз за разом. Прихожане с изумлением следили за этой странной сценой. Наконец Леви-Ицхак решительно сорвал талес и воскликнул: «Ах, ты хасид и талмудист? Тогда читай молитву без меня!». С этими словами он вернулся на свое место.
Вечером возмущенный тесть поинтересовался, чем он заслужил такой позор перед всей общиной.
Тогда Леви-Ицхак рассказал тестю, как все было.
«Не успел я завернуться в талит, как на меня набросился йецер ара (дурное начало) и нахально заявил, что будет читать молитву вместе со мной!
– С тобой? Разве ты достоин этого? – возмутился я.
– А ты? – не растерялся йецер.
– Я-то достоин, ведь я учу Талмуд, – ответил я.
– А я тоже учу Талмуд – вместе с тобой! – ответил йецер.
– Хорошо, но я хасид, а ты кто такой? – решил я зайти с другого боку.
– Так и я хасид! – сообщил йецер.
– И кто же твой Ребе?
– Тот же, кто и у тебя – Маггид из Межерича. Знай, что каждый раз, когда ты отправляешься к нему, я иду вместе с тобой!
Тут уж я окончательно рассвирепел, сорвал с себя талес и крикнул ему:
– А раз так, если ты такой выдающийся ученый да еще и хасид, то ты не нуждаешься во мне – читай молитву без меня!
В этой полушутливой майсе скрыт глубокий смысл. В Рош Ашана и Йом Кипур многие из нас берут на себя торжественные обязательства, но проходит буквально несколько дней – и мы ведем себя, как прежде. А все потому, что йецер ара, дурное начало, говорит нам: «И я, и я с вами!».
Но Симхат Тора учит нас тому, что есть способ одержать над ним верх: укреплять в себе радость от осознания того, что ты – еврей, что Б-г доверяет еврейскому народу, Он доверил нам Тору! И это доверие позволяет нам добиться желанных результатов, несмотря на все помехи. В Талмуде сказано: «Радость сокрушает преграды». У еврейского народа всегда, во все времена, несмотря на все испытания были силы радоваться. Дай нам Б-г, чтобы в этот праздник Симхат Тора все мы ощутили истинную радость!
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2