Все проекты
Общину поддержали 36435 раз

Как притянуть к себе удачу на пасхальном седере

А вы знали, что яйцо - это к красивым глазам у детей, а зроа - жареную косточку - стоит подложить в карман холостяку? О том, как символические блюда пасхального седера могут принести нам удачу, рассказывает Александр-Цви Сыпков.

Пасхальный седер - это трапеза свободных людей, навсегда покинувших состояние рабства. Мы участвуем в этой трапезе из года в год, чтобы выполнить заповедь Вс-вышнего и обновить в себе чувство свободы, которую Он нам даровал. Центральное место на трапезе занимает маца и кеара - специальное блюдо, на котором расположены следующие продукты:

Марор - горькая зелень

Харосет - смесь из тертых фруктов

Хазерет - корень хрена

Карпас - кусочек картофеля или лука

Яйцо, сваренное вкрутую

Зроа - обжаренное куриное горлышко

Все эти съедобные символы должны напомнить нам о событиях, связанных с освобождением нашего народа от египетского рабства. Однако, кроме напоминания, эти продукты являются сгулой - чудесным средством, помогающим человеку притянуть к себе удачу и благотворное влияние Небес. Давайте рассмотрим каждое средство.

Марор - сгула на пропитание

Марор - сгула на парнасу (заработок). Рабби Нахман из Бреслава в книге Мидот («книге Качеств») говорит, что кезайт марора, который мы съедаем на седере, обеспечивает нам пропитание на весь год. Причина этого описана в мидраше, приведенном в трактате Эрувин. Мудрец объясняет стих из Торы, в котором Ноах встречает голубя, принесшего в клюве оливковый лист. Сказал рабби Ирмия бен Элазар: «В чем смысл написанного в Торе: "И вот, сорванный оливковый лист в клюве его"? Сказал голубь перед Святым, Благословен Он: "Владыка мира! Пусть лучше будет пропитание мое горьким, как олива (на Святом языке "как олива" - кезайт), но из рук Твоих, чем сладким, как мед, но из рук людей». Слова «горький, как олива» - это намек на кезайт марора (горькой зелени), а "пропитание" - это парнаса (заработок).

Еще рабби Нахман из Бреслава рекомендует класть остатки марора на горло роженицы во время схваток для облегчения родов.

Хазерет - сгула на раскаяние и улучшение памяти

Хазерет - это корень хрена, который дополняет собой марор на седере. В своем названии хазерет уже содержит указание сгулы: "хазара" (חזרה) - на Святом языке означает «возвращение». Возвращение - это указание на два аспекта: тшуву (раскаяние) и запоминание. Таким образом, хазэрет на трапезе должен нам напомнить о тшуве - важном для свободного человека действии, а также улучшить нашу память, так как память играет важную роль в исполнении заповедей (многократно написано в Торе слово «помни»).

Харосет - сгула на приход Машиаха

Блюдо, приготовленное из сладких фруктов - яблок, фиников, орехов - с добавлением корицы. Харосет - сгула, которая приближает приход Машиаха. Буквы слова "харосет" (חרוסת) состоит из букв имени Рут (רות) - прародительницы дома Давида и царя Машиаха (да придет он скоро, в наши дни). Оставшиеся две буквы (חס) имеют гиматрию (числовое значение) 68, равное гиматрии слова «жизнь» (חיים).

Карпас - сгула на успех, военную победу и красивых сыновей

В книге «Ва-йагэд Моше» сказано, что поедание на седере карпаса, вареного сладкого овоща, - сгула на удачу в делах. В книге Орхот Хаим (Пути жизни) обращают наше внимание на то, что карпас - это (аббревиатура) слов «полосатая рубашка» (кутонет пасим). Речь идет об одежде, которую носил Йосеф. Из этого мы можем выучить, что полосатая рубашка стала причиной успеха Йосефа, она запустила цепь событий, в результате которых он стал правителем Египта. Карпас, пусть в меньшей степени, но обладает похожими свойствами - привести человека к успеху. Там же, в Ор Хаим (Свет жизни) сообщается, что карпас помогает вернуться с войны победителем. В Сефер Рефуот (Книге Исцелений) приводится, что карпас - сгула для беременной женщины на красивых сыновей.

Яйцо - к красивым глазам

Выше я писал о том, что есть карпас - сгула для беременной женщины на рождение красивых детей. А яйцо - сгула для красивых глаз у детей. Согласно трактату Орайот, вареное яйцо - сгула для улучшения памяти.

Зроа - подложите жареную косточку холостяку в карман

Зроа - жареное мясо на кости. В наши дни зроа не едят, оно лежит, как напоминание о жертве Песах, которое ели во время существования Храма в Иерусалиме. Зроа является сгулой для скорого нахождения второй половинки - супруга или супруги. От имени Виленского Гаона рассказывают об обычае подкладывать в карман неженатому человеку зроа для сгулы на скорейший брак. И об этом написано в книге Эца ве-Тошиа (Совет и спасение). Кроме этого, рав Хаим Фаладжи рассказывает об обычае евреев Востока класть зроа над притолокой входа для защиты дома от вреда.

Над головой у домочадцев

Рав Хаим Фаладжи приводит в книге «Хаим ле-Рош» обычай дома своего отца - поднимать над головой каждого из домочадцев три листа мацы и кеару во время чтения стихов «Ма ништана а-лайоа а-зэ» («Чем отличается эта ночь...») в знак особого благословения, привлекающего Б-жественное изобилие на человека.

Желаю читателям кошерного и радостного Песаха и надеюсь, что моя статья будет полезна.


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину