23.10.2016
«Праздники не проходят…»
Реб Исроэль Фельдшеров о последних праздниках «осеннего» цикла – Шмини Ацерет и Симхат Тора
Что такое Шмини Ацерет и Симхат Тора?
В Эрец Исраэль это один праздник, вне Эрец Исраэль – два.
Праздник единства
Чтобы объяснить смысл праздника Шмини Ацерет, Мидраш приводит следующую притчу. Некий царь семь дней принимал у себя своих придворных и министров. А в конце седьмого дня сказал своему сыну: вот, гости разъезжаются, а ты, прошу, останься у меня на восьмой день. Устроим праздник, где будут только двое – ты и я!
Этот мидраш объясняет закономерность в количестве приносимых жертвоприношений: все семь дней праздника Суккот в Храме приносили в жертву 70 быков в честь 70 народов мира. А в Шмини Ацерет – только одного быка и одного барашка. Получается, что Шмини Ацерет – это личный праздник Вс-вышнего и Его «сына» – еврейского народа.
Согласно Мидрашу, царь далее поясняет: «Почему я хочу, чтобы мы с тобой остались вдвоем? Потому, что мне тяжело ваше разделение». Сказано именно так: не «наше», а «ваше». Ведь Вс-вышнего и евреев разделить невозможно. Имеется в виду другое: разделение евреев между собой.
Это глубокая мысль, если вдуматься. Прошли дни Суда, Рош Ашана и Йом Кипур, когда евреи все вместе просили у Вс-вышнего прощения, прошли дни Суккота, когда все вместе сидели в одном шалаше. Есть опасение, что, когда евреи разойдутся по своим дела и домам, то начнутся разногласия и раздоры. Ведь евреи так непохожи друг на друга: есть разные общины, и разные евреи в этих община: одни больше молятся, другие больше учатся... Поэтому Вс-вышний и дает нам Шмини Ацерет и Симхат Тора – праздник, где нет особых внешних атрибутов, которые могли бы «разделить» евреев, помешать их единству. И праздник этот посвящен не глубокой премудрости Торы, а танцам с Торой! А в танцах все евреи равны: одинаково веселится и танцует и выдающийся мудрец, и простолюдин.
Шмини Ацерет и Симхат Тора праздник, дающий нам «задел» единства на весь год вперед.
Праздник материальности
В Рош Аана и Йом Кипур мы занимались духовными аспектами бытия: просили прощения у Вс-вышнего, изо всех сил старались доказать Ему, что мы заслуживаем хорошего приговора в следующем году. А Шмини Ацерет И Симхат Тора – это праздник, когда мы просим у Вс-вышнего удачи в материальной стороне жизни. В Шмини Ацерет мы читаем молитву о дожде. А дождь – это символ материальности: ведь хороший дождь – это хороший урожай. На иврите слова «дождь» и «материальность» происходят от одного корня: «Гешем».
Многим кажется, что просить Вс-вышнего о материальных благах недостойно. Дескать, надо быть выше этого и молиться только о духовном. Но наши мудрецы говорят, что тот, кто поступает так, - эпикойрос (вероотступник). Ведь он этим как бы говорит: «Небеса посылают мне духовность, а материальные блага я уж как-нибудь заработаю сам». Что, безусловно, является недостатком веры во Вс-вышнего.
Особенно же важно просить о материальном именно в Шмини Ацерет – восьмой день. Ведь, согласно еврейской традиции, число семь олицетворяет естественный, природный ход вещей (семь дней недели и т.д.). А число восемь символизирует сверхъестественное, то, что находится над природным циклом бытия. И именно в восьмой день раскрывается та сущность бытия, которая тесно связана с материальностью.
Хороших и веселых праздников!
Как говорят мудрецы, «праздники не проходят»: из них надо выйти с духовным багажом, полным хороших начинаний в Торе, исполнения заповедей и любви к Ближнему!
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2