Все проекты
Общину поддержали 36430 раз

Гора Синай и лазанья, или Три вопроса о даровании Торы

Шавуот – один из самых понятных еврейских праздников. Все знают, что в Песах евреи вышли из Египта, в течение семи недель счета Омера они проводили духовную работу над собой, а в Шавуот получили Тору у горы Синай. Мы считаем сорок девять дней от Песаха, а затем радостно встречаем Шавуот.

Всю ночь Шавуота мы бодрствуем, утром идем в синагогу слушать чтение Десяти заповедей, а после наслаждаемся молочной трапезой с блинчиками, сырниками и лазаньей.

А за трапезой мы вспоминаем о чудесах на горе Синай – о громе и молниях, огне в облаке дыма, громком звуке шофара, который раздавался от одного конца земли до другого – и конечно же о Самом Всевышнем, который спустился в этот мир, чтобы дать Тору еврейскому народу.

Согласитесь, все предельно ясно – что, где и когда. 

Не ясно только одно: зачем? Почему все это? 

Вопросы (и ответы на них) – неотъемлемая часть изучения Торы. В иудаизме, в отличие от других религий, они поощряются. Великий комментатор Торы – Раби Шломо Ицхаки – РАШИ – написал свой комментарий Торы как ответ на возможные вопросы пятилетнего ребенка.

Поэтому я хочу вам сейчас вместе со мной попробовать задать несколько вопросов и найти на них ответы.

Начнем с вопроса, который может показаться глупым и даже смешным. (В скобках замечу, что иудаизм считает, что глупых и смешных вопросов не бывает и даже всем известное слово «хохмочка» на святом языке означает мудрость).

Итак, вопрос: «А зачем вообще Всевышнему понадобилось давать евреям Тору?»

Первым и самым очевидным ответом является то, что Творец хотел передать своему избранному народу те заповеди и повеления, которые они должны исполнять.

Но на самом деле, как учат нас комментаторы (и прежде всего уже упомянутый нами РАШИ), наши праотцы и так исполняли все заповеди Торы.

Зачем Дарование, если наши предки и так соблюдали Тору?

Так, мы видим, что Авраам (кроме заповеди обрезания, о которой прямо сказано в Торе), исполнял также заповедь кашрута: когда к нему пришли ангелы в виде путников, праведник вначале дал им молочное угощение, а только через час – мясное. 

Когда наш праотец Ицхак благословить Эсава, велит ему пойти на охоту и поймать кошерное животное, а затем сделать ему «шхиту» и приготовить «лакомства». Ицхак предупреждает, что животное не должно быть краденое, ведь он соблюдает заповедь «не кради».

Да и сам Эсав, пусть и был злодеем, хотел произвести на отца хорошее впечатление. Поэтому, Раши приводит в своем комментарии, что Эсав с деланной праведностью спрашивал отца, как отделяют десятину от соломы и от соли. То есть, даже Эсав не только знал, что нужно отделять «маасер», но и знал, от каких продуктов его не отделяют.

Наш праотец Яаков был наказан за неуважение к родителям, когда сбежал из отчего дома на 14 лет – и за это его любимый сын Йосеф в течение 14 лет был далеко от него.

Сам же Йосеф чуть было не вступил в связь с прекрасной египтянкой – женой Потифара – и только соблюдение запрета прелюбодеяния (связи с замужней женщиной) остановило его.

Когда затем Яаков приехал в Египет, Йосеф показал ему, что он женился на еврейке и его дети тоже соблюдают заповеди.

Весь еврейский народ произошел от 70 членов семьи Яакова, а значит, все они соблюдали заповеди Торы. Можно предположить, что за 210 лет рабства евреи слегка позабыли традиции праотцов, но ведь колено Леви не было в рабстве! Моше и Аарон точно все помнили!

И зачем с таким размахом?

Так зачем же Всевышнему нужно было давать евреям Тору, если она уже была у них в течение нескольких веков?

Вы можете возразить мне, что до Дарования Торы евреи соблюдали заповеди добровольно, хотя никто их об этом особо не просил. Что ж, вы правы. Действительно, после того как Творец на горе Синай повелел евреям соблюдать заповеди, они из категории «желательно» перешли в «обязательно». Но зачем Всевышнему было делать это с таким размахом? Он ведь мог просто сказать Моше: «Передай, пожалуйста, всем евреям, что правила изменились. С сегодняшнего дня все обязаны соблюдать заповеди.»

Зачем Творцу нужно было, чтобы весь мир слышал об этом? Чтобы была полнейшая тишина и даже волны морские чтоб остановились?

Кстати, знаете, какое самое великое чудо было во время Дарования Торы? То, что у голоса Всевышнего не было эха. Когда Творец громогласно произносил первые две заповеди, у этих звуков не было эха, что было совершенно против физических законов природы.

Зачем же нужно было это особое чудо? Неужели все это было просто так? (спойлер: конечно же нет). 

И причем тут лазанья?

И еще один вопрос, последний на сегодня.

Как символом праздника Дарования Торы стали блинчики и лазанья? И это в дополнение к говядине и изысканному вину (которые, кстати, намного обязательнее молочных деликатесов).

О чем думает каждая первая еврейская женщина перед Шавуотом? Чтобы еще такого вкусненького приготовить? Ну подумайте, разве так должно выглядеть празднование такого духовного события?

Другие праздники еще можно оправдать нашей любимой присказкой: «Они хотели нас убить, у них ничего не вышло, так давайте поедим», но Шавуот? Души евреев отлетали от тел из-за огромной святости, которая царила на горе Синай. Сам Всевышний спустился к евреям – а мы тут со своими блинчиками? Где логика?

Тора повелевает нам: «Ве-самахта бе-хагеха» – «И радуйся в праздник твой» (Дварим 16:14). Мудрецы учат, что есть два вида, как человек может радоваться в праздники – если он «простой еврей», его радость должна выражаться в мясе и вине, если он «из высшей лиги», то может радоваться и без еды вообще, проводя весь праздник в изучении Торы.

У этого правила есть только одно исключения – праздник Шавуот! 

В Шавуот все должны послушать в синагоге Десять заповедей, а затем пойти домой и обильно покушать. Все без исключения. Даже самые великие праведники.

Почему же это так?

А теперь ответ!

На самом деле на все эти три вопроса есть один ответ.

6 Сивана 3336 лет тому назад Всевышний не просто дал евреям Тору. Он спустился к ним и дал им в подарок суперспособность – превращать «приземленное и материальное» в «возвышенное и духовное». Способность наполнять святостью самые далекие от нее творения (Не верите? Согласно Каббале, самое далекое от святости творение – это камень. А теперь вспомните, какое сейчас самое святое место у евреев? Из чего оно сделано?).

До Дарования Торы святость не проникала в материальность. Человеческая душа принадлежала Всевышнему, а тело было просто телом. Но Творцу было этого мало. Он захотел, чтобы все творение наполнилось Его великим Б-жественным светом.

Поэтому-то голос Всевышнего и прозвучал по всему миру – чтобы все-все-все творения его услышали и впитали в себя. 

Хотите знать, почему у этого голоса Всевышнего не было эха? Согласно законам физики, эхо возникает, когда звук наталкивается на какую-то материальную преграду и, отражаясь от нее, возвращается обратно. Но во время Дарования Торы не было преград – вся материальность жадно впитывала Б-жественные звуки.

Именно поэтому в Шавуот нам так важно хорошо покушать. Наполнить наше тело вкусной едой. А так как перед этой едой мы произнесем благословение (а еще перед этим пойдем в синагогу и услышим Десять Заповедей), то еда эта наполнит наше тело не только калориями, но и святой Торой, как сказано в Тегилим (40:9): «Твоя Тора – «внутри меня» (дословно «в моем животе»).

Любавичский Ребе перед Шавуотом всегда желал всем евреям: ‘Дай Б-г, чтобы мы получили Тору в радости и «бе-пнимиют’– глубоко».

Хочу пожелать вам того же самого.

Хорошего и веселого праздника, много вкусной еды и много Торы, конечно же!

Анат Брусиловски

Шавуот-5784 в Синагоге Петербурга

Чтение Десяти Заповедей
12 июня 11:00

Поминальная молитва «Изкор»
13 июня 11:30  

Приходите, чтобы почтить память родных и близких! Текст молитвы на русском языке вы найдете в молельном зале.

Ночное изучение Торы для мужчин
11 июня
22:15 Урок р. Шалома Певзнера
23:00 Урок р. Цви Пинского


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину