03.06.2022
Зачем Б-г накренил гору Синай?
Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер о глубоком смысле праздника Шавуот.
Шавуот — праздник Дарования Торы. 3334 года назад наши предки собрались у горы Синай, и Вс-вышний явил им Себя, дал им Десять Заповедей, включающих в себя всю Тору.
В Торе, книге Шмот об этом великом моменте сказано (19:17): «И вывел Моше народ навстречу Б-гу из стана, и стали они под горой». Почему «под горой», а не «у горы»?
Есть много объяснений, я приведу одно из них. Мидраш рассказывает: Вс-вышний взял гору, приподнял и сказал: «Если вы согласны принять Тору, хорошо. Если нет, я опущу эту гору на ваши головы».
Как же так? Мы знаем, что, когда Б-г предложил евреям Тору, они сказали: «Наасэ вэ нишма», «сначала сделаем, потом поймем». То есть, они были готовы с радостью, по собственной воле принять Тору, даже еще не зная толком, что в ней, — лишь потому, что ее предложил Вс-вышний!
И еще говорят наши мудрецы что Дарование Торы подобно свадьбе, где Б-г — жених, а народ — возлюбленная невеста.
А тут — вот такое: «опущу гору на ваши головы». Хорош жених, который поднимает кирпич над головой невесты, чтобы добиться ее благосклонности!
Как «добрая воля» сочетается с принуждением? Нет ли здесь противоречия?
Интересный ответ дает Баал Шем Тов, основоположник хасидизма.
Он говорит так: в жизни бывают разные моменты. Иногда мы полны мотивации и воли, и энергия бьет ключом. А иногда — ничего не хочется. Не потому, что мы в чем-то разочаровались. Просто в этот момент нет стремления, нет желаний. То же и в отношениях между людьми. Иногда разгораются пылкие эмоции или сильная страсть. А бывает иначе: чувство словно подернуто пеплом, едва ощущается. Но правильно ли разорвать отношения, если пылкость чувств временно угасла? Ведь, помимо эмоций, есть взаимные обязательства. Возможно, сегодня у нас нет горячего желания общаться с близкими, с супругом, с детьми. Но мы продолжаем выполнять свои обязанности по отношению к ним, а как иначе? Мы заботимся о близких и тогда, когда наше сердце полно любви, и тогда, когда наши чувства временно остыли.
Согласно Каббале, муж и жена — две половинки единого целого. Их отношения — больше чем страсть. Это сущностное, неразрывное единство.
Поднимая гору над головами евреев, Вс-вышний хотел им сказать именно это: «вы — часть Б-жественности, часть Меня. Наши отношения нерасторжимы — и в тот момент, когда вы стремитесь ко Мне всей душой, и тогда, когда ваши чувства временно остыли». Это не шантаж, а напоминание о внутренней сущности еврейского народа: «ты — часть Меня!».
В Шавуот мы словно бы заново принимаем Тору. И в этот момент особенно важно осознать, что Тора — неотделимая часть нашей жизни, наша путеводная звезда.
Надеюсь, что у вас получится отметить Шавуот, как положено! Обязательно приходите в Синагогу, чтобы послушать Десять Заповедей. Желаю вам «принять Тору в радости и глубоко», как говорил Любавический Ребе
Шавуот 5782 в Большой Хоральной Синагоге Петербурга
Чтение Десяти Заповедей 5 июня 11:15
Поминальная молитва «Изкор» 6 июня 11:45
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2