13.03.2015
Верните себя себе!
Верните себя себе!
Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер о сути и смысле шабата
На этой неделе мы читаем главы Торы Ваякэль-Пкудей. Здесь повторяется рассказ о строительстве Мишкана. А начинается глава Ваякэль с того, что Моше собирает народ и говорит им: шесть дней работайте, а седьмой день – святой.
Из этого следует серьезнейший вывод: несмотря на то, что строительство Мишкана важно, что построить его нужно быстро, даже ради этого нельзя нарушить шабат.
Что такое шабат и почему мы отдыхаем в Седьмой День?
В главе Берешит (Бытие) сказано: «И благословил Б-г день седьмой, и освятил его, ибо в этот день отдыхал от всей работы Своей».
В Десяти Заповедях, данных на горе Синай, формулировка иная: «Помни день субботний, чтобы освящать его». Здесь уже намек не только на физическое отдохновение, но и на некий духовный аспект этого отдыха.
В главе Ки Тиса говорится так: «В шесть дней создал Г-сподь небо и землю, а в день седьмой ваинофош (перестал работать)». Великий комментатор Торы Раши объясняет, что слово «ваинофош» – однокоренное со словом «нефеш», душа. То есть, в шабат наша душа должна отдыхать, возвращаться к нам во всей полноте после суеты будних дней.
Вас ничего тут не удивляет? Наверное, многие зададут себе вопрос: а зачем Б-гу отдых? Это действительно выглядит странно, и, как всегда в подобных случаях, многие комментаторы стараются дать ответ на этот вопрос.
Раши говорит, что Б-гу, разумеется, отдых не нужен, но Он таким образом подает людям пример. Известно, что именно евреи принесли в мир представление о выходном дне. В древних обществах выходных не было, работали все дни подряд.
Рамбам в «Морэ Нэвухим» («Путеводитель заблудших») дает следующее объяснение. «Б-г отдыхал в седьмой день» следует понимать так, что Он перестал создавать новое. После шести дней созидания Он останавливает процесс творения, мир застывает в фазе шестого дня.
В хасидской философии ответ дается совсем неожиданный. Б-г действительно отдыхал! Но, конечно, имелся в виду не отдых в человеческом понимании. Помните, в рассказе о Сотворении Мира повторяется: «И увидел Б-г то, что Он создал, и вот, это хорошо». Вот это и есть отдых Вс-вышнего! То сродни восторгу художника, который завершил картину и любуется ею. Он созерцает ее как бы со стороны, улыбаясь от радости. Пока он трудился, ему было тяжело, возможно, его осаждали сомнения: а хорошо ли то, что я пишу, а нужно ли это кому-то? А теперь, когда работа завершена, его охватывает чувство довольства и свершения. Так и Вс-вышний: в Седьмой День Он испытывал наслаждение от проделанной работы, смотрел на него взглядом творца, который уже не занят непосредственно созиданием, но видит в своем творении завершенность, смысл и цель.
И это сущность шабата.
Во всех благословениях на исполнение заповеди мы говорим: «вэцивану» – «и заповедал нам». В субботнем кидуше слова другие: «вэ роцо бану» – «и пожелал нас». Все дни Б-г нам велит и заповедует. В шабат он просто радуется нам, и эта радость так велика, что Он дает нам удивительный подарок: новый модус бытия. «Просто еврей» и «еврей в шабат» – две разные сущности. Достаточно поглядеть на то, как меняется еврей перед наступлением шабата. У него другое выражение лица, другой, «субботний», вид. Шабат дает нам уникальное ощущение, которое невозможно ни в какой другой день.
Есть известная майса о том, как рабби Йегуда Анаси пригласил на субботнюю трапезу римского императора. И тому так понравилось угощение, что он велел приготовить у себя дома все те же блюда. Но с удивлением обнаружил, что чего-то недостает – и стал расспрашивать рабби, что же он сделал не так. «В твоей еде недоставало вкуса шабата», – отвечал р. Йегуда Анаси.
Мудрецы говорят, что мы должны воспринимать субботу как подарок, возможность подумать о смысле и цели нашей жизни, «вернуть себе себя». Это возможность услышать свою душу, получить новое удовольствие от всего, что окружало нас всю неделю.
В самом деле, когда еще мы сможем собраться всей семьей, отключить телефоны и Интернет, насладиться общением, набраться душевных сил на всю неделю вперед?
Давайте будем пользоваться этим замечательным подарком Вс-вышнего – соблюдать шабат!
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2