14.08.2017
Как защититься от Айн Ара – дурного глаза
Из уст соблюдающего еврея можно часто услышать: «бли айн ара» – буквально «без дурного глаза», или, выражаясь более привычным нам языком, «чтоб не сглазить». Как понимать это выражение? Это фигура речи или вера в то, что в нашей жизни по-настоящему возможен сглаз? И если второе, то как это согласуется с верой в Б-жественное провидение? Разобраться в этом вопросе нам поможет реб Исраэль Фельдшеров.
В чем сущность Айн Ара?
Яркий пример относительно Айн Ара, сглаза, приводится в недельной главе Торы «Балак».
Когда еврейский народ под предводительством Моше Рабейну приблизился к границам страны Моав, царь Моава Балак занервничал. Ему было пророчество о том, что от него произойдет Давид и целый род еврейских царей. Поняв это пророчество неверно, он решил, что сам должен стать предводителем еврейского народа. Видя духовную силу Моше, он счел, что лучший способ захватить у него власть – послать народу особое проклятие, чтобы сделать его более восприимчивым к материальности и падким на удовольствия. И с этой целью он решил воспользоваться услугами пророка Билама.
Билам – очень интересный персонаж. Мудрецы говорят, что он – последний из трех пророков, которые были у «народов мира» (первые два – это Ноах и Йов). Он обладал такой же силой, что и Моше, но направлена она у него была не на святость и служение Вс-вышнему, а на нечистоту.
Как мы знаем, намерениям Балака и Билама не было суждено сбыться – Вс-вышний вложил в уста нечестивого пророка благословения вместо проклятий.
Билам на этот раз не сумел воспользоваться своей способностью проклинать. Но эта способность у него, безусловно, была. О нем говорится, что он обладал большой силой Айн Ара (сглаза) и по этой причине даже ходил с прикрытым глазом, чтобы случайно не нанести вреда своим друзьям.
В Пиркей Авот сказано: «Ученики Билама завистливы, высокомерны и похотливы». Отсюда мы видим, что один из важных аспектов Айн Ара – это зависть.
«Трава соседа зеленей»
В Талмуде (трактат Бава Меция) сказано, что человек не должен стоять перед полем своего соседа, когда там созревает пшеница. Чтобы не подумал, что трава ближнего зеленей, и не навел на него ненароком Айн Ара.
Шулхан Арух запрещает смотреть на действия других людей, если смотрящий знает за собой способность к сглазу.
Отсюда мы видим, что мудрецы воспринимают сглаз как реальную опасность, не менее серьезную, чем неосторожное обращение с огнем или с крупными домашними животными и другие вещи, способные причинить ущерб другому человеку.
Бояться или не бояться?
С другой стороны, в Талмуде сказано: суеверия не способны причинить вред тому, кто не обращает на них внимания. Относится ли к этому Айн Ара? Защищены ли мы от сглаза, если не боимся и не верим в него?
Существуют разные мнения на этот счет.
«Поражает, как огонь»
Маараль из Праги (Раби Йехуда́ Леб бен Бецале́ль) живщий в 16 веке, пишет:
«Умышленный сглаз приравнивается к кровопролитию. Айн Ара обладает испепеляющей силой и поражает человека, как его поражает огонь!»
«Нет вреда без согласия Небес»
Хазон Иш (Рабби Авраам-Йешаяу Карелиц, умер в 1953 в Израиле), говорит так:
Сглаз – это секрет мироздания. Человек своей мыслью движет материальный мир. И даже легкая мысль может обладать разрушительной силой! Тем не менее, все находится во власти Вс-вышнего, и никто не может нам вред, если на то нет согласия Небес. И еще: чем выше духовный уровень человека, тем сильнее действует его сглаз.
Нет такого запрета!
Рамбам в своем фундаментальном своде законов «Яд Ахазака» вообще не приводит такой запрет, как Айн Ара. Но ведь Талмуд и другие мудрецы пишут о том, что недопустимы действия, связанные с Айн Ара! Объяснить это можно так: в Талмуде неодобрение действиями, связанными с Айн Ара, не формулируется как запрет. Скорее, говорится о том, что воздерживаться от Айн Ара – это достойное и праведное поведение.
Законы, связанные с Айн Ара
В Шулхан Арухе приведены несколько законов, суть которых – сделать так, чтобы не вызвать у окружающих зависть и таким образом избежать Айн Ара.
- Не вызывают к Торе одного за другим двух братьев, а также отца и сына
- Не справляют в один день свадьбу двух братьев или двух сестер
- Не делают одну хупу двум женихам и не делают обрезание двум младенцем вместе
Как защититься от сглаза?
Любавического Ребе часто спрашивали его мнение об Айн Ара или просили у него благословение против Айн Ара.
Однажды большой раввин попросил у ребе благословления против Айн Ара в связи со свадьбой дочери. Ребе ему ответил: «Поскольку ваша свадьба не будет происходить вместе с другой, вам не о чем беспокоиться!»
В других случаях Ребе отвечал: тем, у кого есть кошерные мезуза и тфилин, Айн Ара вообще не страшны! Ребе часто советовал тем, кто жаловался на Айн Ара, проверить на кошерность свои мезузы и тфилин, а также обращать еще более серьезное внимание на соблюдение кашрута.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2