15.09.2023
Другое название Рош Ашана, или Шофар в деталях
От какого слова происходит «шофар»? Почему его нельзя делать из коровьего рога? В честь чего нужно трубить? Почему в этом году мы не будем трубить в 1-й день Рош Ашана? Как шофар связан с праотцами еврейского народа? Отвечает наша колумнист Анат Брусиловски
Если спросить любого еврея, как называется еврейский новый год и что делают в этот праздник, то он наверняка ответит: «Рош Ашана. В этот день мы едим яблоко с медом». И этот ответ верный, но только на четверть. Ведь у еврейского нового года есть четыре названия и, кроме поедания вкусного яблока, мы совершаем еще много важных действий.
В Торе (Бемидбар 29:1) Рош Ашана называется там «Й ом труа» – «День Трубных звуков»: «А в седьмой месяц в первый день месяца… день трубных звуков будет у вас». Какая же труба (впрочем, скорее горн) звучит для нас в Рош Ашана? Конечно же шофар. Именно звуки шофара являются главной (и самой первой) заповедью Рош Ашана. Предлагаю вам поближе познакомиться с тем, какие секреты они в себе скрывают.
Что такое шофар?
Шофар – это полый рог кошерного животного, чаще всего барана. Когда в Рош Ашана мы трубим в бараний рог, то этим мы напоминаем Всевышнему о том барашке, которого Авраам принес в жертву вместо Ицхака, и просим Его отнестись к нам милосердно в заслугу праотца.
А вот рог коровы использовать в качестве шофара ни в коем случае нельзя. Он может напомнить Всевышнему о грехе золотого тельца, а об этом в Рош Ашана нам вспоминать совершенно не хочется.
Кроме того, животное происхождение шофара символизирует нашу животную душу, которая в Рош Ашана также принимает на себя правление Всевышнего над всем миром, а изогнутая форма шофара напоминает молящегося еврея, который просит у Творца помиловать его в День Суда».
Что означает слово «шофар»?
Мидраш Ваикра Раба (29:6) объясняет, что корнем слова «шофар» является слово «шипур» – исправление. Трубя в шофар в Рош Ашана, мы обещаем Всевышнему, что исправим свое поведение и в наступающем году будем вести себя лучше.
Когда трубят в шофар?
Во многих общинах трубить начинают в шофар с самого начала месяца элул – чтобы успеть раскаяться и подготовиться к празднику. Но непосредственно в канун Рош Ашана, 29 элула, в шофар не трубят – во-первых, чтобы сделать «разделение» между обычаем – трублением в месяц элул и заповедью Торы – трублением в Рош Ашана. Кроме того, в канун Рош Ашана не трубят в шофар, чтобы «сбить с толку сатана». Сатан готовится прийти на Суд Всевышнего в Рош Ашана и припомнить евреям все их проступки. Он с нетерпением ждет этого момента и знает, что вначале евреи трубят в месяц элул, а затем – в праздник. Когда же в канун праздника евреи вдруг перестают трубить в шофар, сатан может подумать, что Рош Ашана уже прошел, а вместе с ним прошел и удобный момент обвинить евреев.
Самым главным трублением в шофар – является трубление во время утренней молитвы Рош Ашана и во время молитвы Мусаф. Каждый еврей и еврейка (и даже самые маленькие дети) приходят в синагогу, чтобы исполнить эту важную заповедь. Во время трубления в шофар нельзя разговаривать и отвлекаться, вместо этого мы должны раскаяться в своих проступках и провозгласить Всевышнего нашим Королем.
Если первый день Рош Ашана выпадает на шаббат (как в этом году), в него не трубят в шофар. Дело в том, что еврейский закон не разрешает в шаббат переносить предметы (и шофар в том числе) по улице (если в данном районе нет «эрува»). Еврейские мудрецы опасались, что люди забудут об этом законе и принесут шофар в синагогу, нарушив при этом запрет шаббата. Поэтому они вынесли постановление, что в шаббат в шофар не трубят.
Почему трубят в шофар?
Так написано в Торе: «…день трубных звуков будет у вас». Кроме того, в Рош Ашана провозглашаем Всевышнего нашим Королем – и звуки шофара подчеркивают торжественность момента.
Звуки шофара также напоминают нам о Даровании Торы – когда у горы Синай евреи слышали громкий звук шофара. В Рош Ашана мы обещаем Всевышнему, что в новом году будем соблюдать все заповеди, которые Он нам дал. А если кто-то еще не успел раскаяться, трубление в шофар напоминает о том, что это срочно нужно сделать, чтобы получить хороший приговор в День Суда.
Также звуки шофара напоминают нам о приходе Мошиаха, как сказано (Йешаягу 27:13): «И будет в тот день, протрубят в великий шофар…». В Рош Ашана мы просим Всевышнего послать нам Избавление и построить Третий Храм.
А теперь немного «тайных» сведений о шофаре из Кабалы
Перед трублением в шофар в Рош Ашана принято читать 47-й теилим (псалом Давида), так как в нем упоминается шофар: «Вознесся Б-г при звуках трубных, Г-сподь при звуке шофара». В конце этой главы тегилим упоминается Авраам – «народа Б-га Авраамова». Также во время молитв Рош Ашана читают отрывки из 81-го теилима: «Трубите в шофар в новомесячье, в назначенное время – для праздничного дня вашего. Ибо закон это для Исраэля, установление от Б-га Яакова. Свидетельством для Йосефа поставил Он его».
В тайной Торе рассказывается, что эти три праведника – Авраам, Яаков и Йосеф неслучайно упоминаются в теилим в связи с шофаром.
Праотец Авраам символизирует «сфиру Хесед» – меру милосердия, которая так нужна нам в День Суда. Кстати, гематрия «Авраам» составляет 248 – как у слова «Рахем!», «Сжалься!». Когда в Рош Ашана звучит шофар, сам Авраам на небесах умоляет Всевышнего сжалиться над евреями и послать им хороший год. Кроме того, по некоторым мнениям, Авраам родился в месяце Тишрей.
В Тишрее родился и наш праотец Яаков. Он символизирует «сфиру Тиферет» – меру гармонии. А Йосеф именно в Рош Ашана вышел из заключения (заново родился) и стал наместником фараона. Яков и Йосеф также являются защитниками евреев на Небесах в Рош Ашана и просят записать каждого из них в Книгу Жизни.
Книга «Зоар» рассказывает, что именно у этих праведников есть особая сила для этого. Дело в том, что королю Давиду было предначертано прожить только 3 месяца и умереть в младенчестве, но узнав об этом Авраам «подарил» ему пять лет своей жизни, Яаков – 28, а Йосеф – 37. В итоге король Давид прожил 70 лет. И каждый год в Рош Ашана эти праведники просят Всевышнего «даровать» жизнь каждому еврею.
А если мы сложим вместе гематрии имен Авраам – 248, Яаков – 182 и Йосеф – 156, то получим 586 – гематрию слова «шофар».
Почему праведники «не позвали с собой» Ицхака? Ведь у того тоже есть связь с Рош Ашана (именно он лежал вначале на жертвеннике вместо барашка)? Все дело в том, что наш праотец Ицхак связан со «сфирой Гвура» – мерой суда, при которой каждый получает строго по заслугам. Так как Ицхак тоже желает всем нам наилучшего приговора, он помогает нам тем, что «стоит в сторонке».
Итак, сегодня мы с вами познакомились с шофаром. Уже сегодня вечером мы будем праздновать начало нового 5784 года. И пусть в этом году в первый день Рош Ашана мы не услышим звук шофара — это наилучшее время для того, чтобы в тишине и святости шабата услышать звук собственного сердца и решить в следующем году стать чуточку лучше. А потом попросить у Всевышнего быть нашим Королем и заботиться о нас. И Всевышний не останется в долгу – и пошлет всем нам замечательный и сладкий год! Чего всем вам и желаю!
Анат Брусиловски
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2