Все проекты
Общину поддержали 37456 раз

Чтобы кнопка сработала...

Раввин Ури Суперфин о тонких механизмах, способных пробудить в человеке стремление к Творцу, и о том, как набраться смелости быть «иным», не таким, как все.

Чтобы кнопка сработала...

От редакции. Одна из заповедей Торы — это цицит; специальные нити, которые мужчины должны носить, прикрепив к углам талита. Согласно установлению Торы, одна из нитей должна была быть покрашена в тхелет, голубой цвет. Для ее изготовления использовали специальную краску, добываемую из морского животного «хилозон». К сожалению, сегодня рецепт тхелет утерян, поэтому нити цицит используются чисто белые. Но в чем был внутренний смысл того, чтобы вплетать в цицит голубую нить? Рассказывает раввин Ури Суперфин.

Ассоциация, которая работает не у всех

Талмуд в трактате «Менахот», а затем и Раши в комментариях к Пятикнижию описывают ассоциативную цепочку, ведущую свое начало от голубой нити цицит. Нить напоминает цвет моря, море напоминает цветом небо, а небо — это уже один шаг до Престола Творца. Вот так, пишет Раши, действует эта голубая нить на видящего ее. Замечательно. Но возникает вопрос: почему же человек, придя на пляж, не останавливается, пораженный внезапной ассоциацией? Море! Небо! Престол Творца!! Ух! Почему эта ассоциация не работает в реальности?

Маггид из Дубно ответил, как всегда, притчей. Жил да был один бедный еврей. Бедным евреем и сегодня никого не удивишь, а уж в те времена — и подавно. Но этот еврей был не совсем классическим бедным евреем: у него был богатый брат. Как-то раз собрался он в город по делам. Зашел к брату, а у того новинка: диковинный стул с подлокотниками. Нажмешь на кнопочку — а в челядской раздается звонок: барин вызывает... Очень понравился стул этот брату-бедняку! Он и ахал, и приплясывал, и выспрашивал у брата, как да что. А тому и лестно, стоит, объясняет солидно. Пообедали, стал гость домой собираться. Приехал к себе в деревню, сел у себя в доме и начал рассказывать о поездке; дошла речь и до чудесного стула. А закончил свое повествование бедный еврей так: последнюю рубаху с себя сниму, но скоплю на эту чудесную вещь!

«Ничто не устоит перед сильным желанием». Скопил он денег на чудесный стул, съездил на выставку, купил, поставил посреди комнаты. Сел, нажал на кнопку... Но ничего не произошло! Не вбежали в комнату проворные слуги. Ведь слуг-то и не было. Откуда они у бедняка?

...Чтобы кнопка сработала, нужно иметь челядь; чтобы море напомнило Престол Творца, надо иметь сердце, горячее к Служению. И только тогда голубая нить цицит приведет в действие ассоциативный ряд, о котором пишет Раши.

Быть иным

История о разведчиках, оговоривших Святую Землю, известна. Мы помним, как звали тех двоих, которые не присоединились к общему хору, а спорили с остальными. Это Йеошуа бин Нун, ученик и преемник Моше, и Калев бен Ифуне. У второго, как мы знаем от наших мудрецов, сил противостоять общему настрою было меньше. Но он смог, не поддался, избрал быть в оппозиции. И удостоился благоволения Свыше.

В чем секрет его успеха? Праведность? Заслуги отцов? Нет. «А раб мой, Калев, так как иной руах был у него, исполнил он Мою волю»! Слово «руах» можно перевести как «настрой», «направление мысли», «веление сердца»; но ключевое слово здесь — «иной»!

Ты работаешь в среде, где религиозных людей не много? Соседи по дому не соблюдают шаббат? До ближайшей синагоги три часа на самолете? Помни, что в этом секрет, чтобы остаться слугой Б-га: быть ИНЫМ.

Человеку не свойственно выделяться, мы не любим, когда на нас показывают пальцами. Но иногда быть Иным — единственный выход. Только так, выделившись, — отделишься. На войне, как на войне. Война за духовность, война за то, чтобы остаться с Творцом на правильном берегу!


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину