Все проекты
Общину поддержали 29708 раз

Почему вор не должен сидеть в тюрьме?

Почему вор не должен сидеть в тюрьме?

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер о празднике Рош Ашана

обращение раввина певзнераНедавно мне рассказали забавную шутку. Приходит ребенок домой, достает дневник, а там – сплошные двойки и замечания. Отец грозно хмурится, мать хватается за сердце. А мальчик с невинным видом уточняет:

– Как вы думаете, это наследственность или окружение?

Для нас так естественно переложить ответственность на других. А началось это еще с первого человека. Б-г Сам создал Адама и Хаву, а значит, их «наследственность» была совершенной. Окружение тоже было под стать – Вс-вышний поместил первого человека не где-нибудь, а в райском саду. И, тем не менее, не прошло и нескольких часов, как Адам согрешил. Причем в ответ на упрек Вс-вышнего попытался всю вину свалить на Хаву…

Интересно, что Рош Ашана – это день сотворения первого человека, однако об истории Адама и Хавы в этот праздник не упоминают ни в молитвах, ни во время чтения Торы. Вспоминают совсем другую историю – об Аврааме и Саре. И это пример, во всех отношениях противоположный приведенному выше. Авраам был сыном идолопоклонника. Среда, в которой он рос, была абсолютно аморальной. И, тем не менее, Авраам и Сара стали прародителями нашего народа и принесли в мир веру во Вс-вышнего. Авраам нашел в себе силы порвать с привычным окружением. И не просто порвать, а подняться над ним, выйти на совершенно другой духовный уровень, выполнив призыв Творца: «Иди себе из земли твоей…».

Вернемся к истории Адама. Согрешив, он довольно дерзко ответил Вс-вышнему: «Жена, которую ты дал мне, она дала мне (плод), и я ел». В Торе вот это «я ел» сказано довольно необычно: «Вэ охель» (эта форма ближе к настоящему времени; правильнее было бы сказать – «Вэ ахалти»). Объясняя эту грамматическую нестыковку, мидраш дает интересный комментарий:

«Это следует понимать так: я ел, ем и буду дальше есть». Это говорит о том, что Адам не просто пытается переложить всю ответственность на Хаву, но и не готов признать свою вину. А если человек не считает, что совершил грех, он будет повторять свой проступок снова и снова.

Рассказывают такую историю. Царь навестил заключенных в тюрьме и решил поговорить с каждым: за что сидишь, что натворил? Одни стали жаловаться: «Я не виноват, меня обманом втянули в преступление». Другие начали уверять, что арестованы по ошибке. Каждый уверял царя в своей полной невиновности. И лишь один молодой человек признался: «Я виноват, я был голоден, поэтому украл хлеб». Царь распорядился немедленно освободить его. «Почему?» – воскликнул пораженный тюремщик. «Не хочется, чтобы этот вор научил дурному всех остальных ''праведников'', сидящих здесь», – с горьким сарказмом ответил царь.

Почему царь велел освободить вора? Потому, что этот человек признал свою вину, а значит, уже не повторит свой проступок.

В Танахе рассказывается о великих царях еврейского народа: Шауле и Давиде. Оба они совершили на своем жизненном пути тяжелый грех. Но у Шауля Б-г отнял царство, а Давиду оставил. Почему? Объясняют наши мудрецы: дело в том, что Шауль пытался переложить свою вину на других («Народ убедил меня…»), а Давид сразу и на месте признал: «Я согрешил».

Рош Ашана и Дни Трепета предназначены для того, чтобы мы могли искренне признать свои проступки, попросить прощения у тех, кого обидели, воспользоваться великим даром, который дал нам Вс-вышний – способностью к тшуве (раскаянию). Как сказано: «Нет ничего, что стояло бы между человеком и тшувой».

Приглашаю вас в Рош Ашана в Синагогу – в особенности важно услышать трубление в шофар, оно состоится 25 и 26 сентября в 12 часов. Давайте все вместе попросим Вс-вышнего, чтобы в это непростое время он дал нам мудрость, силы и доброту, чтобы Он послал нам хороший и сладкий год.

Шана това у метука!


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину