23.02.2021
Пурим: женский взгляд
Успокоиться и подышать, выжить в темноте, уметь вовремя топнуть ножкой... Наша колумнист Анат Брусиловски рассказывает, чему нам стоит поучиться у царицы Эстер
Снова приближается Пурим, и совсем скоро мы отправимся слушать Свиток Эстер.
Сказано в Мишне, в трактате Мегила: «Тот, кто читает Свиток Эстер не по порядку: сначала то, что написано позже, а потом то, что написано раньше – не исполняет заповедь».
Раби Исраэль Бааль Шем Тов, основатель хасидизма, трактовал эти слова так: «Тот, что читает Мегилат Эстер и полагает, что речь идет о событиях далекого прошлого, не имеющих никакого отношения к настоящему – не исполняет заповедь. Ведь смысл чтения Свитка Эстер – научиться тому, как нам следует поступать сейчас, в наше дни.»
Именно этим я и предлагаю вам заняться прямо сейчас.
Когда хочется кого-то спасти или убить
Для начала давайте познакомимся с нашей главной героиней. Той, в честь кого и назвали свиток. Кстати, почему в честь нее, а не в честь Мордехая?
Эстер была праведницей и последней из семи пророчиц, которые передавали пророчества еврейскому народу. А еще она была красавицей и умницей. И отличалась завидным спокойствием.
Посудите сами: Свиток Эстер носит довольно истеричный характер.
Вначале истерику закатывает Вашти, потом Ахашверош. Потом Сам Всевышний гневается на евреев. Мордехай разрывает на себе одежды и посыпает голову пеплом. Весь город Шушан печалится. Аман бесится от того, что Мордехай ему не кланяется, а еще от того, что на коне снова не он.
Единственная, кто во всем этом сохраняет спокойствие – как ни странно, именно Эстер.
Когда нужно спасти весь еврейский народ и отправиться на амбразуры, она предлагает всем сначала успокоиться, подышать и попоститься три дня и три ночи.
Этот же совет дают и современные психологи. Когда вам хочется срочно кого-то спасти или убить – сначала подышите и подождите денек-другой. Истерика – не лучший советчик.
Как выжить в изоляции
Не многие задумываются о том, каково было Эстер во дворце Ахашвероша.
Она сидела одна в своих покоях на женской половине дворца. Одна-одинешенька в полной духовной темноте. Мордехай далеко от нее, еврейский народ тоже. Ни в синагогу не пойти, ни на встречу с подругами. Разве что выйти на балкон и издалека посмотреть на окружающий мир. А так сплошная изоляция. И вроде теперь ей ничего не угрожает – но радует это мало.
Что же в такой ситуации делает Эстер? Тихо плачет в подушку? Смиряется с положением узницы?
Как бы не так! Эстер учит Тору!
Каждую неделю во время Авдалы, обряда отделения шабата от будней, мы произносим: «Ла-йегудим гайта ора» - «У евреев был свет».
Не все знают, что это стих из Мегилат Эстер. Вавилонский Талмуд (Мегила 16б) объясняет, что это был за свет: «Сказал Рав Йегуда: Ора (свет) - это Тора, как сказано ''Ибо свеча – это заповедь, а Тора – свет''»
Эстер не сидит в темноте, она зажигает свет. Она соблюдает шабат.
Трудно вспомнить, какой день недели, когда целыми днями сидишь взаперти? Не страшно, есть выход: семь служанок и у каждой свое имя. Когда приходит пятница, можно готовиться, а когда приходит шабат – ощутить святость.
Она соблюдает кашрут. Трудно сделать это во дворце? Не страшно, есть выход: назвать себя вегетарианкой, придумать новую диету и интервальное голодание в дни еврейских постов.
И теперь у нас есть много вариантов начинки в традиционные гоменташен. Спасибо, Эстер!
У каждого из нас есть выбор, как вести себя в темноте. Плакать или зажечь свет.
Научиться принимать волю Небес
Эстер сильная, смелая, мудрая и обладает незаурядными способностями. И в конце концов спасает еврейский народ. Однако Мегила раскрывает нам и другие стороны ее личности.
Эстер - всего лишь женщина на вражеской территории. Она научилась жить в темноте, но это не значит, что ей не темно и не страшно.
Когда Мордехай передает ей указание отправиться к Ахашверошу, Эстер резонно возражает: «Я сейчас не только в изоляции, а еще и в строгом карантине вот уже целый месяц. Мне нельзя отдаляться от моих покоев дальше, чем на 500 метров и идти к царю без особого разрешения. Ведь за это меня в лучшем случае ждет штраф, а в худшем – страшно сказать».
Но Мордехай велит ей слушаться не доводов человеческой логики, а подчиниться воле Творца. Пойти на самопожертвование ради святого дела.
И Эстер подчиняется.
И вот наступает самый напряженный момент: Эстер приходит к царю. Тот протягивает ей свой золотой скипетр - она может просить, чего захочет.
Что же просит Эстер? «Пусть придет сегодня царь с Аманом на пир». Эстер, ты в своем уме? Какой пир во время чумы? Нужно срочно спасать евреев, сейчас не время устраивать вечеринки!
Мудрецы объясняют: «Первые буквы слов «Придет сегодня царь с Аманом» на святом языке составляют собой тетраграмматон – самое святое Четырехбуквенное Имя Всевышнего, которое первосвященник произносил в Храме в Йом-Кипур».
Благодаря своему самопожертвованию Эстер достигла наивысшего уровня святости.
Настоящая сила – в принятии воли Небес.
Уметь вовремя потребовать
Итак, евреи спасены. Аман повешен. Справедливость восторжествовала. События записаны в Свиток. Сцена опустела. Но история еще не закончена. Пышной пуримской трапезе не хватает главного – десерта.
Каждая женщина знает, что десерт – это главное (и готовку стоит начать именно с него). Знает это и Эстер.
Поэтому она обращается ко Всевышнему и говорит: «Творец, дай мне праздник! Я хочу праздник!»
Всевышний отвечает ей: «Но Эстер, дорогая, послушай, все праздники записаны в Торе. Есть Песах, Шавуот, Суккот. Новых праздников нет.»
Однако Эстер не уступает. Она топает ножкой в золотой парчовой туфельке (женщина она или кто?) и продолжает требовать: «Если праздника нет, то сотвори мне его пожалуйста! И не единоразово – а на все поколения! Ведь я этого достойна!»
И Всевышний соглашается.
Эстер все еще в темном дворце, но у нее есть праздник. И у всех нас тоже. Самый яркий, волшебный, сладкий и сумасшедший праздник (как и все, что сделано женщинами).
Напоследок я хочу пожелать всем вам просить и получать. А еще желаю вам веселого праздника! И множества чудес!
Анат Брусиловски
Фото: Odessa.online
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2