Все проекты
Общину поддержали 29702 раз

Пурим: смех и юмор в иудаизме

Пурим: смех и юмор в иудаизме

Наступает Пурим – праздник смеха и шутки, карнавала и розыгрыша. Это хороший повод поговорить об отношении еврейской традиции к юмору. Можно ли сказать, что Пурим, с его безудержным весельем, – это в своем роде такое же исключение, как Ханука, единственный праздник в году, дозволяющий азартные игры? Или веселая, сочная шутка допустима в любое время года? Об этом мы беседуем с раввином Цви Пинским.

Пурим СПб традиции и обычаи- Рав Цви, все знают, что такое «еврейский анекдот», «еврейский юмор». Но каково отношение к юмору в религиозной традиции? Вот Вы, как раввин, что сделаете, услышав в Синагоге анекдот: улыбнетесь или сердито нахмуритесь?

- Все зависит от того, каков анекдот и в связи с чем он рассказан. В принципе, юмор – это нормально и даже хорошо. Это тонкий талант, который Б-г дал человеку в дар. В Талмуде, трактат Таанит, приводится такая история. Рабби Брока Хоза спросил у пророка Элиягу: кто заслуживает рай? И пророк указал на двух весельчаков, которые смешили печальных людей. А еще в Талмуде рассказывается о мудреце по имени Раба. Тот всегда начинал урок с шутки. Зачем? Чтобы потом ученикам было легче воспринимать сложную информацию.

- Но шутки-то разные бывают…

Вот именно! Великий мудрец Рамбам говорил, что нужно проводить четкую границу между радостью и весельем с одной стороны – и пьянством, бессмысленным хохотом и легкомыслием с другой стороны. Вот это последнее на иврите называется «лецанут» (насмешничество, глумление). Позитивный, тонкий юмор обогащает нашу жизнь. Он поднимает настроение, воодушевляет и выводит человека на более высокий духовный уровень – уровень радости. То есть, юмор служит некоей положительной цели. Насмешничество, наоборот, происходит от элемента пустоты. Когда хохот становится самоцелью, это в чистом виде проявление легкомыслия. Пустой смех делает несерьезным все, в том числе те вещи, которые должны оставаться серьезными. То есть, низвергает основы и принципы! Вот почему иудаизм не приемлет легкомыслия.

- Но где проходит эта граница? Как понять, где юмор, а где уже насмешничество?

- На этот счет в еврейском законе есть четкие указания. Есть то, над чем не шутят. Запрещен юмор «ниже пояса». Конечно же, нельзя смеяться над святыми вещами – Торой, заповедями. И недопустимо смеяться над людьми. А ведь весь современный юмор построен именно на этом – на «комедии положений», на высмеивании конкретных людей. Этого делать нельзя. Даже если эти люди – общественные деятели и политики! Ведь у них тоже есть семья, которой будет неприятно видеть и слышать все это!

- Непонятно, над чем тогда вообще можно смеяться?!

- В Талмуде сказано, что любое глумление запрещено, кроме насмешки над идолопоклонством. Переводя это на язык современных реалий, можно смеяться над дурными качествами, явлениями и поступками. Но унижать людей нельзя!

- Пурим – это день, специально «отведенный» для веселья и смеха. Означает ли это, что в этот день мы позволить себе выйти за пределы очерченных мудрецами границ? Или даже и в Пурим делать этого не стоит?

- Пурим – это искусство выйти за рамки, оставаясь в рамках. Обычаи Пурима направлены на то, чтобы помочь человеку почувствовать – не приступ легкомыслия, но радость. В повседневной жизни эту радость не так уж легко ощутить. Юмор – это такая вещь, которая сильно зависит от ситуации. Одна и та же шутка в разном обществе – да даже и у одних и тех же людей, в зависимости от ситуации, – вызовет совершенно разную реакцию. Обстановка Пурима создает психологическую готовность к шутке. То, на что человек мог бы разозлиться в обычный день, в Пурим, скорее всего, вызовет у него смех! Но здесь нельзя перегнуть палку. Если вы знаете, что ваш друг обидится на розыгрыш, то лучше откажитесь от этой затеи. Здесь можно провести аналогию с законами Пурима, касающимися выпивки. Обычай Пурима – напиться так, чтобы не отличать злодея Амана от праведника Мордехая. Но это разрешено только в том случае, если человек знает, что, приняв рюмку-другую, не нарушит никакую заповедь. Если же он страшен во хмелю, тогда пить нельзя. Пурим – это не значит валяться на полу в луже пива. Задача Пурима другая: выйти из бытового, обыденного состояния и ощутить чистую радость. Замечательно, конечно, было бы, если бы каждый день человек чувствовал себя так же, как в Пурим. Но это невозможно. Всему свое время. Рош Ашана раз в году. Йом Кипур раз в году. Пурим – тоже раз в году.

- Кстати, а почему в еврейской традиции день смеха – это именно Пурим? Не Песах, когда евреи вышли из рабства, не Ханука, когда случилось чудо с горшочком масла?

- На идише есть такая пословица: «А мен трахт, ун а год лахт». Пурим связан с такой идеей: мы живем в этом мире, и нам порой кажется, что все зависит от нас. Аман был уверен: он победит, а евреи погибнут! Но Б-г смеется над этим и делает по-Своему. Пурим – это смех над нашими планами, над нашей самоуверенностью.

- Насчет смеха. А если человек не остроумен, не склонен к шутке? Получается, он не может исполнить заповедь Пурима?

- Я бы сказал так: человек, который шутит, но не весел – не выполняет заповедь. Человек, который весел, но не шутит – выполняет! Ведь главное – это не смех, а радость! Это еще более высокий уровень. В Теиллим (псалмах Давида) сказано: «Ивду эт Ашем бэсимха» – «Служите Б-гу в радости». Основоположник хасидизма Бааль Шем Тов говорил: «Печаль – не грех. Но это явление может привести к тому, что еще хуже греха». В самом деле, ни один грех не способен «опустить» человека так, как печаль и уныние. В учении хасидизма делается особый акцент на радость – именно на радость, а не на юмор! Хотя, конечно, среди хасидских цадиков было немало остроумных людей и юмористов! Многие из них умели сказать острое словцо, проникающее в самую суть вещей.

- Например?

- Приведу несколько афоризмов. Это пример настоящего, глубокого, содержательного юмора, который не является самоцелью, но служит некоей высшей цели.

Рабби Нафтали из Руфшица, живший в начале 19 в., говорил: «Когда я умру, меня незамедлительно отправят в рай. Проблема будет в том, с кем меня посадить рядом? Сначала меня посадят с евреями, которые при жизни много учили Тору. Но очень быстро станет понятно, что это не про меня. Тогда меня пересадят к тем, кто много молился. Но, опять же, станет ясно, что мой уровень не дотягивает. После этого я окажусь рядом с теми, кто делал много добрых дел… опять не про меня! Что ж, у Небесного суда не останется никакого выбора, кроме как отправить меня в ад. Но тогда я закричу: Эй! Что это вы посадили меня вместе с грешниками?! Вытащите их отсюда!!! И всех грешников выпустят из ада. Это и будет мой рай!»

Про рабби Исроэля из Лужина рассказывают такую майсу. Один еврей принял на себя «пост разговора» – провел в молчании 40 дней, чтобы удостоиться увидеть пророка Элиягу. Но пророк ему не явился. И тогда этот еврей поехал жаловаться к р. Исроэлю из Лужина. Р. Исроэль же был особенным праведником – он не стеснялся жить богато и на широкую ногу. Так, у него была роскошная карета с двумя лошадями. И вот этот еврей видит, как р. Исроэль подходит к одной из лошадей и долго-долго ее гладит. «Ребе, что вы нашли в этой лошади?!» – не выдержав, с обидой воскликнул бедняга. «Это особенная лошадь, – отвечал Ребе, – за 40 дней она не произнесла ни единого слова!»

То есть, можно 40 дней молчать – и все равно остаться лошадью! Подумайте об этом!

Хаг Пурим самеах – веселого вам Пурима!


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину