22 июля 2017 / 28 таммуза 5777

10.03.2017

Пурим. Раскрытие сокрытого

Реб Исраэль Фельдшеров рассказывает о смысле праздника Пурим сквозь призму бесед Любавического Ребе

Пурим объяснение внутреннего смысла праздника на основе слихот РебеСначала я расскажу вам о четырех важнейших фактах, связанных с Пуримом. Лишь приняв их во внимание, можно глубоко понять его суть и смысл.

1. Само название праздника «Пурим» – не еврейское. Это персидское слово, означающее «жребий».
Поясню вкратце. Жребий бросил злодей Аман, чтобы узнать подходящую дату для уничтожения еврейского народа. Наши мудрецы объясняют: Аману это удалось только потому, что сами евреи находились на духовном «дне». Они совершили серьезный грех – вместе с остальными подданными Персии участвовали в пире царя Ахашвероша. Пир был посвящен тому, что разрушенный Иерусалимский Храм не будет отстроен (так ошибочно думал царь). Гостям с торжеством показывали награбленные храмовые сокровища – золотые и серебряные сосуды. Удивительно, но еврейские подданные Ахашвероша участвовали в этом безобразии не вынужденно, а в охотку, с весельем и смаком. Этим и вызвали гнев Вс-вышнего. Если бы еврейский народ повел себя иначе, Аман не смог бы причинить ему ни малейшего вреда.

Но надо сказать, что Вс-вышний, посылая болезнь, уже заранее готовит лекарство. На том же самом пиру царь принял решение казнить свою непослушную жену Вашти. Развязалась цепочка событий, которая привела к тому, что новой женой царя стала еврейка, защитница своего народа Эстер.

2. В Мегилат Эстер, книге, где рассказываются события Пурима, имя Б-га не упоминается ни разу. Еврей лишнего слова не скажет без «Барух Ашем» – «Благословен Вс-вышний». А тут такая важная книга – и без единого имени Б-га. Это неспроста.

3. Слово «Эстер» можно перевести как «сокрытое», «Мегила» – «раскрытие». Результат получается противоречивый. Но и это не просто так!

4. Основоположник хасидизма Бааль Шем Тов говорил: «Тот, кто читает Мегилат Эстер как обычную историческую книгу, не выполняет заповедь». Эту книгу надо читать так, как будто ее события происходят здесь и сейчас.

А теперь перейдем к главным идеям и урокам праздника

Мордехай и Эстер знали, что причина их бед – не Аман с Ахашверошем, что корень проблемы в том, что евреи потеряли связь со Вс-вышним. А значит, первое, что надо сделать, – эту связь восстановить.

Что сделал Мордехай? Оделся в рубище, посыпал голову пеплом и сел у ворот, призывая евреев к раскаянию. Это произвело на евреев сильное впечатление, ведь Мордехай был главой народа, судьей, звестным и уважемым человеком.

Что сделала Эстер? По велению Мордехая она отправилась просить о милости самого царя, то есть совершила опасный для жизни поступок: царь легко мог казнить того, кто являлся к нему незваным. При этом Эстер пришла к венценосному супругу не красивой и нарядной, что было бы вполне логично, а изможденной после трехдневного поста.

И Мордехай, и Эстер вели себя не в соответствии с «материальной» логикой мира. Они занимались исключительно духовными задачами – восстановлением связи с Вс-вышним.

И это важный урок для всех нас.

Когда случаются проблемы, мы предпринимаем в первую очередь «материальные» шаги: ищем встречи с нужными людьми, пишем мейлы и смс, обиваем пороги... Ну, если уже эти меры не срабатывают, тогда уже мы вспоминаем, что стоит прочитать теиллим, съездить на могилу праведника...

Но Пурим учит нас совсем другому: начинать надо с духовных действий.

Вы можете возразить, что такие чудеса были возможны в далекие времена, когда мир был совсем другим. Но это опровергает сама книга Мегилат Эстер. Ведь история Пурима также произошла во время галута, изгнания. И евреям тогда приходилось куда хуже, чем сейчас. Весь еврейский народ был подданными одного царя и зависели от его воли. Он мог уничтожить их в один день. Он это и собирался сделать. Жизнь в Персидской империи была квинтэссенцией галута! Любавический Ребе в своих беседах даже называет жизнь евреев в изгнании особым словом, которое можно перевести: «Как-в-Персии». (Теперь становится ясным, почему праздник Пурим назван персидским словом!) Тем не менее, и в тех крайних обстоятельствах еврейский народ выбрал «духовный путь», действовал не из соображений практической пользы, а во имя Вс-вышнего.

Когда мы находимся в изгнании, присутствие Вс-вышнего в мире скрыто, как оно скрыто и в Мегилат Эстер. Но нужно верить и знать: этим миром управляет Б-г, хоть мы и не видим этого явно. Евреи Персии отвели от себя беду не собственными силами: это было чудесное спасение. Но, как мы уже говорили в самом начале: Пурим – это не то, что было давно. Это то, что происходит каждый день.

Очень важно в Пурим прийти в Синагогу, послушать Мегилат Эстер и исполнить главную заповедь – напиться так, чтобы не отличать Амана от Мордехая. Почему нужно напиваться? Известно, что пьяный – опасный водитель, но зато прекрасный пассажир. Он полностью доверяет тому, кто его везет. Давайте же в Пурим будем пассажирами и пустим за руль Вс-вышнего!



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011