10.03.2017
Пурим. Раскрытие сокрытого
Реб Исраэль Фельдшеров рассказывает о смысле праздника Пурим сквозь призму бесед Любавического Ребе
Сначала я расскажу вам о четырех важнейших фактах, связанных с Пуримом. Лишь приняв их во внимание, можно глубоко понять его суть и смысл.
1. Само название праздника «Пурим» – не еврейское. Это персидское слово, означающее «жребий».
Поясню вкратце. Жребий бросил злодей Аман, чтобы узнать подходящую дату для уничтожения еврейского народа. Наши мудрецы объясняют: Аману это удалось только потому, что сами евреи находились на духовном «дне». Они совершили серьезный грех – вместе с остальными подданными Персии участвовали в пире царя Ахашвероша. Пир был посвящен тому, что разрушенный Иерусалимский Храм не будет отстроен (так ошибочно думал царь). Гостям с торжеством показывали награбленные храмовые сокровища – золотые и серебряные сосуды. Удивительно, но еврейские подданные Ахашвероша участвовали в этом безобразии не вынужденно, а в охотку, с весельем и смаком. Этим и вызвали гнев Вс-вышнего. Если бы еврейский народ повел себя иначе, Аман не смог бы причинить ему ни малейшего вреда.
Но надо сказать, что Вс-вышний, посылая болезнь, уже заранее готовит лекарство. На том же самом пиру царь принял решение казнить свою непослушную жену Вашти. Развязалась цепочка событий, которая привела к тому, что новой женой царя стала еврейка, защитница своего народа Эстер.
2. В Мегилат Эстер, книге, где рассказываются события Пурима, имя Б-га не упоминается ни разу. Еврей лишнего слова не скажет без «Барух Ашем» – «Благословен Вс-вышний». А тут такая важная книга – и без единого имени Б-га. Это неспроста.
3. Слово «Эстер» можно перевести как «сокрытое», «Мегила» – «раскрытие». Результат получается противоречивый. Но и это не просто так!
4. Основоположник хасидизма Бааль Шем Тов говорил: «Тот, кто читает Мегилат Эстер как обычную историческую книгу, не выполняет заповедь». Эту книгу надо читать так, как будто ее события происходят здесь и сейчас.
А теперь перейдем к главным идеям и урокам праздника
Мордехай и Эстер знали, что причина их бед – не Аман с Ахашверошем, что корень проблемы в том, что евреи потеряли связь со Вс-вышним. А значит, первое, что надо сделать, – эту связь восстановить.
Что сделал Мордехай? Оделся в рубище, посыпал голову пеплом и сел у ворот, призывая евреев к раскаянию. Это произвело на евреев сильное впечатление, ведь Мордехай был главой народа, судьей, звестным и уважемым человеком.
Что сделала Эстер? По велению Мордехая она отправилась просить о милости самого царя, то есть совершила опасный для жизни поступок: царь легко мог казнить того, кто являлся к нему незваным. При этом Эстер пришла к венценосному супругу не красивой и нарядной, что было бы вполне логично, а изможденной после трехдневного поста.
И Мордехай, и Эстер вели себя не в соответствии с «материальной» логикой мира. Они занимались исключительно духовными задачами – восстановлением связи с Вс-вышним.
И это важный урок для всех нас.
Когда случаются проблемы, мы предпринимаем в первую очередь «материальные» шаги: ищем встречи с нужными людьми, пишем мейлы и смс, обиваем пороги... Ну, если уже эти меры не срабатывают, тогда уже мы вспоминаем, что стоит прочитать теиллим, съездить на могилу праведника...
Но Пурим учит нас совсем другому: начинать надо с духовных действий.
Вы можете возразить, что такие чудеса были возможны в далекие времена, когда мир был совсем другим. Но это опровергает сама книга Мегилат Эстер. Ведь история Пурима также произошла во время галута, изгнания. И евреям тогда приходилось куда хуже, чем сейчас. Весь еврейский народ был подданными одного царя и зависели от его воли. Он мог уничтожить их в один день. Он это и собирался сделать. Жизнь в Персидской империи была квинтэссенцией галута! Любавический Ребе в своих беседах даже называет жизнь евреев в изгнании особым словом, которое можно перевести: «Как-в-Персии». (Теперь становится ясным, почему праздник Пурим назван персидским словом!) Тем не менее, и в тех крайних обстоятельствах еврейский народ выбрал «духовный путь», действовал не из соображений практической пользы, а во имя Вс-вышнего.
Когда мы находимся в изгнании, присутствие Вс-вышнего в мире скрыто, как оно скрыто и в Мегилат Эстер. Но нужно верить и знать: этим миром управляет Б-г, хоть мы и не видим этого явно. Евреи Персии отвели от себя беду не собственными силами: это было чудесное спасение. Но, как мы уже говорили в самом начале: Пурим – это не то, что было давно. Это то, что происходит каждый день.
Очень важно в Пурим прийти в Синагогу, послушать Мегилат Эстер и исполнить главную заповедь – напиться так, чтобы не отличать Амана от Мордехая. Почему нужно напиваться? Известно, что пьяный – опасный водитель, но зато прекрасный пассажир. Он полностью доверяет тому, кто его везет. Давайте же в Пурим будем пассажирами и пустим за руль Вс-вышнего!
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2