22.03.2024
Пурим. Все вместе против Амалека!
Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер о глубоком смысле праздника Пурим.
Пурим – один из немногих праздников, установленный не Торой, а мудрецами. Но у него есть неразрывная связь с текстом Торы: в предшествующий шабат читают отрывок из недельный главы Ки Тецэ, называемый «Захор», «Помни».
«Помни, что сделал тебе Амалек на пути при вашем исходе из Египта. Который напал на тебя в пути и перебил у тебя всех ослабевших позади, а ты был утомлен и изнурен, и не убоялся он Б-га. И будет, когда Господь, твой Бог, даст тебе покой от всех твоих врагов со всех сторон на земле, которую Господь, твой Бог, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалеке из-под небес. Не забудь!».
Кто такой Амалек и как он связан с Пуримом? Амалек – народ, напавший на евреев во время тяжелых странствий по пустыне. Известно, что именно от Амалека происходит злодей Аман. От предка к потомку передалась ненависть к евреям.
В отрывке «Помни» бросается в глаза противоречие. С одной стороны, «Помни», с другой стороны, «Сотри память». Как одно согласуется с другим?
В Талмуде есть такая фраза: «Из чего сделана ручка от топора? Из дерева, которое он будет рубить». Чтобы стереть память об Амалеке, нужно хорошо помнить и понимать, кто это такой. А тогда становится ясно, что именно нужно «стереть» – с чем следует бороться.
Амалек как качество сомнения
В Торе (глава Бешалах) рассказывается о том, как евреи во время странствий по пустыне роптали и жаловались из-за того, что у них не было воды. Это место впоследствии было названо «Маса и Мерива», «Испытания и ссоры». Евреи «испытывали» Б-га, задавая с гневом вопрос: «Есть ли Г-сподь среди нас или нет»?
Известно, что числовое значение имени «Амалек» – 240, то же, что и у слова «Сафек», «сомнение». Амалек – это качество, которое заставляет человека сомневаться, что в мире есть Творец. Евреи были на пути к получению Торы, но Амалек стремился посеять у них сомнение, помешать им с полным сердцем заявить у горы Синай: «Наасэ ве нишма», «Сначала сделаем, а потом поймем».
Амалек как холодный разум без чувств
Есть интересный комментарий к книге Ваикра. В Храме было особое служение, когда приносили в жертву птиц. Обычно жертву зарезали ножом, но здесь священник своими руками отделял голову птицы от туловища. Это действие называлось «Молок» – с тем же корнем, что и «Амалек».
«Амалек» – это то, что делает разрыв между «головой» и «телом», разумом и эмоциями, заставляя смотреть на все с позиций холодного разума.
Как же победить Амалека?
Каким образом евреи победили в войне против Амалека? Воины пошли воевать. А Моше, Аарон и Хур поднялись на гору. Моше держал руки поднятыми над головой – потому что тогда сила была на стороне евреев. Стоило ему опустить руки, и перевес переходил к Амалеку. Идея здесь в том, что разум (голова) очень важен, но иногда стоит подняться выше разума, соединившись со сферой бессознательного. И это помогает человеку победить его «рациональные» сомнения в существовании Творца. Победить Амалека.
Два вида сомнения
Да, но разве сомнение – это так плохо? Не всегда. Сомнение бывает конструктивным, порождать вопрос, диалог, процесс познания. Но «Амалек» – это другой сомнения: тот, что порождает бездействие, апатию и пассивность. Человек колеблется, не может принять решение и в итоге стоит на месте.
«Йегудим» в дни Пурима
Сказано, что во время Пурима еврейский народ был в состоянии именно такого сомнения. Если бы они продолжали в нем находиться, их настиг бы смертельный приговор. Но они, наоборот, стряхнули с себя сомнение, укрепились в вере, и именно поэтому Мегила называет их Йегудим (евреи) – не от имени «Йегуда», а от слова «Одаа», «признание». Все они признали себя частью единого народа, связанного со Вс-вышним.
Поэтому Пурим – наиболее подходящее время для того, чтобы укрепить в себе веру во Вс-вышнего и соблюдение заповедей, в том числе пуримских.
Дай Б-г, чтобы все произошло так, как написано в конце Свитка Эстер: «У евреев был свет, радость и почет». А фрейлехн Пурим – веселого Пурима!
Заповеди Пурима и как их исполнить в Петербурге
1. Чтение Мегилат Эстер в Синагоге 23 марта 21:00; 24 марта 9:40, 12:00, 15:00
2. «Матанот ле эвьоним» - «подарки бедным» пожертвовать
3. Сделать съедобные подарки двум друзьям и 4. Устроить пуримский пир – все нужное есть в магазине «Кошер»
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2