Все проекты
Общину поддержали 36435 раз

Младший брат Пурима

«А у кого сердце весело - у того всегда пир!». - Анат Брусиловски рассказывает о том, как и зачем мы отмечаем «Пурим-катан», «малый Пурим», который появляется в календаре только в високосный год. 

Еврейская пословица гласит: «Не каждый день Пурим». Да, к сожалению, праздник Пурим только раз в году. Но это если год обычный. А вот когда наступает високосный... Тогда в календаре вдруг появляются два месяца Адар: первый и второй. И в каждом из этих Адаров, 14 числа, отмечается Пурим: во втором - обычный и привычный Пурим, а в первом - «малый Пурим», Пурим-катан.

Само название праздника «малый» намекает на то, что это «облегченная версия» привычного всем нам веселого праздника. И действительно, в первом Адаре не нужно надевать маскарадный костюм, идти в Синагогу на чтение Свитка и упаковывать подарки. Что же это за праздник такой, Пурим-катан?

Почему не сделать два «больших» Пурима?

Прежде всего, возникает вопрос: почему мудрецы не постановили отмечать Пурим со всеми его заповедями дважды? Что плохого в том, что у нас было бы два самых веселых дня в году? Ответ на этот вопрос мы находим в Талмуде, в трактате Мегила (6б). Разъясняют мудрецы, что в самом конце Свитка Эстер сказано: «И приняли на себя евреи праздновать {Пурим} каждый год в установленное время». Еврейские мудрецы делают из этого вывод, что если в обычный год Пурим празднуется только один раз в году, то и в високосном году должно быть так же.

«Приблизить одно избавление ко второму»

Следующим вопросом, которым задавались авторитеты еврейского закона, был вопрос, в каком же из Адаров праздновать этот «настоящий» Пурим, о котором говорит Свиток Эстер?

С одной стороны, если человеку предоставляется возможность исполнить заповедь, он должен сделать это незамедлительно. Исходя из этого принципа, праздник Пурим необходимо праздновать в первом Адаре и не откладывать на потом. (Более того, Йерусалимский Талмуд (Мегила 80а) полагает, что тот год, когда произошли исторические события Пурима, был високосным, и чудо спасения всего еврейского народа произошло именно в первом Адаре).

Однако после долгих споров мудрецы решили, что в високосном году евреи будут праздновать Пурим во втором Адаре, чтобы «приблизить одно избавление (спасение от рук Амана) ко второму избавлению (выход из Египта)». А то место в календаре, которое мог бы занять «большой» Пурим, занял его «маленький» брат – Пурим-катан.

«Демо-версия» или полноценный праздник?

В чем же смысл Пурима-катана? Как мы уже разобрались, в этот день не слушают Мегилат Эстер, не посылают сладости друзьям. Единственное сходство «малого» Пурима с обычным заключается в том, что в этот день тоже запрещено поститься и скорбеть. Так неужели этот день – просто формальность и «бесплатная демо-версия»?

Конечно, нет. Великий еврейский мудрец Раби Моше Софер «Хатам Софер» писал, что основная заповедь дней Пурима заповедана нам Торой: «Точно так же, как в Песах мы должны помнить о тех чудесах, которые сотворил для нас Всевышний, так же мы должны помнить и отмечать чудо спасения в Пурим». Именно эту заповедь Торы, по его словам, мы и исполняем в Пурим-катан тем, что не постимся в этот день и не предаемся грустным мыслям. А после того как главная заповедь Пурима исполнена в первом Адаре, во втором мы всего лишь «дополняем» праздник тем, что исполняем заповеди, установленные мудрецами.

А как насчет пира?

На этом можно было бы и завершить, однако еще одна заповедь Пурима осталась нераскрытой. Заповедь устраивать «пир»: нужно исполнять ее в Пурим-катан или нет?

По мнению некоторых мудрецов и в Пурим-катан необходимо устраивать праздничную трапезу. Так например, поступал известный тосафист и глава парижской йешивы Раби Йехиэль.

Другие же мудрецы полагали, что нет обязанности устраивать трапезу в этот день, потому что в Гмаре об этом ничего не сказано, а сказано исключительно о запрете траура и поста.

Так что же: пировать или не пировать?

Рамо – раби Моше Исерлес – выдающийся кодификатор законов Торы и один из величайших ашкеназских законоучителей - так отвечал на этот вопрос в своем сборнике дополнений к «Шулхан Арух»: «Некоторые считают, что нужно устраивать обильную трапезу 14 числа первого Адара, но мы не поступаем так. Однако в любом случае стоит сделать трапезу в этот день обильнее, чем обычно, для того, чтобы исполнить закон и по устрожающему мнению. "А у кого сердце весело – у того всегда пир"(Мишлей 15:15)»

Рабейну Йона в своей книге «Шаарей тшува» («Врата раскаяния») объясняет: Рамо намекнул нам на то, что гематрия (числовое значение) слов «миште тов» («хороший пир») равняется гематрии слов «Адар ришон» («Первый Адар»).

Любавический Ребе в своих беседах часто использовал высказывание: «А у кого сердце весело – у того всегда пир», приведенное Рамо, и объяснял его так: «Когда еврей чувствует, что сомневается (пусть даже самую малость), стоит ли ему проявлять свою радость или нет, он просто обязан не только проявить ее, но и преумножить». Ребе объяснял, что в том, что касается радости, количество не важно, ведь даже самое малое ее проявление может превратиться в лавину, сметающую на своем пути все преграды.

В завершение я хочу коснуться названия праздника Пурим-катан.

У евреев есть выражение «Зе аКатан гадоль иhье» – «Этот маленький станет большим»! Обычно его произносят во время церемонии обрезания, намекая на то, что в крохотном младенце сокрыт огромный потенциал. Думаю, это высказывание можно применить и к «маленькому» Пуриму. Пусть этот праздник мал, но потенциал его велик. Вспомнить о чудесах, увеличить радость, снова напомнить себе и другим, что «Они хотели нас уничтожить, но у них ничего не вышло. Так давайте же поблагодарим Всевышнего и отпразднуем это. Ведь у кого сердце весело – у того всегда пир».

Чего всем вам и желаю! 


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину