21 ноября 2017 / 3 кислева 5778

05.03.2015

Почему мы напиваемся на Пурим?

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер объясняет смысл самого интересного пуримского обычая.

Пурим еврейский праздник обычай напиватьсяВ Пурим принято напиться так, чтобы не отличать «Благословен Мордехай» от «Проклят Аман».

В связи с этим поделюсь историями из жизни и своими размышлениями на тему выпивки.

Эти роковые 4 процента

Когда я жил в Краун-Хайтсе, то был знаком со старым хасидом, моим очень дальним родственником равом Меиром Иткиным. Это был достойный, мудрый еврей родом из России. В 20-е годы 20 века он жил в Ленинграде и был весьма успешным нэпманом. У каждого свои любимые горячительные напитки. Рав Меир предпочитал 96-процентный спирт. И дожил он до 96 лет. Каждый шабат рав Меир делал очень крепкий кидуш и «лехаим». Когда рав Меир вошел в почтенный возраст, его жена, дети, внуки и правнуки стали упрашивать его расстаться с этой привычкой. Но 96-процентный спирт неизменно присутствовал на его субботнем столе. В 95 лет рав Меир заболел – у него в легких обнаружилась вода. Позвонив близким из больницы, рав Меир сокрушенно сказал: «Я знал, что эти 4 процента погубят меня!».

От овцы до обезьяны

В Мидраше рассказывается такая история. Когда закончился Потоп, Ноах вышел из ковчега и стал сажать виноградник. Сатан решил поучаствовать в этом начинании. Он убил овцу, льва, свинью и обезьяну – и пролил под виноградником их кровь. В этом мы видим намек. В обычном состоянии человек похож на овцу – он спокоен и невозмутим. Напившись, он сначала становится смелым, как лев. Затем наступает стадия «свиньи». И, наконец, он пускается в пляс, болтает глупости и корчит рожи, как обезьяна.

Четыре истории о пьянстве из Торы

А что говорится о пьянстве в Торе? На эту тему есть четыре сюжета.

Первый – это история с Ноахом. Выйдя из ковчега, Ноах обнаружил, что привычный ему мир разрушен. И, чтобы забыться, он выпил. Дальнейшая история печальна – один из сыновей Ноаха, увидев отца в бессознательном состоянии, повел себя непочтительно, и его потомки были прокляты.

Вторая история – это история инцеста, произошедшая с опьяневшим Лотом и его дочерьми.

Менее известен сюжет о пьянстве, связанный с братьями Йосефа. Согласно комментариям, во дворце у Йосефа братья во время пира слегка перебрали. Именно это и позволило Йосефу тайком подложить одному из них серебряный кубок, чтобы потом обвинить его в воровстве.

Самая трагическая история произошла с сыновьями Аарона, Надавом и Авиу. В тот день, когда было завершено строительство Мишкана, им захотелось совершить что-то «духоподъемное», чтобы с радостью принести жертву. И они выпили вина. Это закончилось их гибелью.

«От пьяных я узнал, что такое настоящая любовь»

Вы видите, что пьянство в еврейской традиции не поощряется. Пурим – единственное исключение. Сейчас я объясню, почему.

Чудеса Пурима так или иначе связаны с пиром. На пиру Ахашверош казнил Вашти. Во время пира Эстер рассказала Ахашверошу всю правду об Амане. Таким образом, сущностные качества этого дня связаны с выпивкой.

Но есть и еще более глубокая причина. Чтобы было понятно, расскажу историю об известном цадике – Мойше-Лейб из Сасова. Он активно исполнял заповедь «пидьон швуим» – «выкуп пленных». Обходил еврейские местечки, разыскивал евреев, заключенных в тюрьму за долги, и собирал цдаку на их выкуп. Как-то раз он зашел в кабак и подслушал разговор двух пьяных.

– Иван, ты меня любишь?

– Кааанечно!..

– Тогда посмотри мне в глаза и скажи, что у меня болит!

– Да я-то откуда знаю?!

– Значит, не любишь ты меня. Если бы любил, знал бы, что у меня болит!

Мойше-Лейб рассказал эту историю своим хасидам и заключил: «От пьяных я узнал, что такое настоящая любовь!».

Когда человек напивается, он снимает «защитные барьеры» и начинает говорить то, что у него на сердце. В Талмуде сказано, что во времена Мордехая все евреи были готовы отдать жизнь за Творца, они находились в искреннем, естественном состоянии души, когда ты понимаешь, что кроме Б-га нет ничего.

Отмечая Пурим, мы снимаем маску, ломаем барьеры, отбрасываем логическое, рационалистическое «я» – и пробуждаем в себе еврейскую искру, раскрываем в себе истину.

Неслучайно Йом Кипур, самый святой день в году называется именно так: «КиПур», «как Пурим». В Йом Кипур мы стоим перед Творцом с открытой, обнаженной душой. В Пурим мы тоже распахиваем душу, проявляя свое истинное еврейское «Я».

Если вы в себе не уверены…

В Шулхан Арухе сказано, что надо напиться до состояния, описанного в первой фразе этой статьи. Рамбам высказывается более сдержанно: по его мнению, следует выпить больше, чем обычно, и лечь спать. Во сне вы точно не будете отличать Амана от Мордехая.

Но все мудрецы сходятся на том, что, если вы не уверены в том, как поведете себя во хмелю и подозреваете, что можете перейти границы дозволенного, нарушить какую-то заповедь, то не пейте. Даже в Пурим.

Но если можете пить – давайте выпьем, и пусть пробудятся наши самые искренние чувства!

Лехаим!



Вконтакте
Facebook

Синагога
Весь Петербург
Все
В Петербурге
В мире
20 ноября 2017
20 ноября 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011