Все проекты
Общину поддержали 36748 раз

Почему мы напиваемся на Пурим?

Почему мы напиваемся на Пурим?

Главный раввин Петербурга М.-М. Певзнер объясняет смысл самого интересного пуримского обычая.

Пурим еврейский праздник обычай напиватьсяВ Пурим принято напиться так, чтобы не отличать «Благословен Мордехай» от «Проклят Аман».

В связи с этим поделюсь историями из жизни и своими размышлениями на тему выпивки.

Эти роковые 4 процента

Когда я жил в Краун-Хайтсе, то был знаком со старым хасидом, моим очень дальним родственником равом Меиром Иткиным. Это был достойный, мудрый еврей родом из России. В 20-е годы 20 века он жил в Ленинграде и был весьма успешным нэпманом. У каждого свои любимые горячительные напитки. Рав Меир предпочитал 96-процентный спирт. И дожил он до 96 лет. Каждый шабат рав Меир делал очень крепкий кидуш и «лехаим». Когда рав Меир вошел в почтенный возраст, его жена, дети, внуки и правнуки стали упрашивать его расстаться с этой привычкой. Но 96-процентный спирт неизменно присутствовал на его субботнем столе. В 95 лет рав Меир заболел – у него в легких обнаружилась вода. Позвонив близким из больницы, рав Меир сокрушенно сказал: «Я знал, что эти 4 процента погубят меня!».

От овцы до обезьяны

В Мидраше рассказывается такая история. Когда закончился Потоп, Ноах вышел из ковчега и стал сажать виноградник. Сатан решил поучаствовать в этом начинании. Он убил овцу, льва, свинью и обезьяну – и пролил под виноградником их кровь. В этом мы видим намек. В обычном состоянии человек похож на овцу – он спокоен и невозмутим. Напившись, он сначала становится смелым, как лев. Затем наступает стадия «свиньи». И, наконец, он пускается в пляс, болтает глупости и корчит рожи, как обезьяна.

Четыре истории о пьянстве из Торы

А что говорится о пьянстве в Торе? На эту тему есть четыре сюжета.

Первый – это история с Ноахом. Выйдя из ковчега, Ноах обнаружил, что привычный ему мир разрушен. И, чтобы забыться, он выпил. Дальнейшая история печальна – один из сыновей Ноаха, увидев отца в бессознательном состоянии, повел себя непочтительно, и его потомки были прокляты.

Вторая история – это история инцеста, произошедшая с опьяневшим Лотом и его дочерьми.

Менее известен сюжет о пьянстве, связанный с братьями Йосефа. Согласно комментариям, во дворце у Йосефа братья во время пира слегка перебрали. Именно это и позволило Йосефу тайком подложить одному из них серебряный кубок, чтобы потом обвинить его в воровстве.

Самая трагическая история произошла с сыновьями Аарона, Надавом и Авиу. В тот день, когда было завершено строительство Мишкана, им захотелось совершить что-то «духоподъемное», чтобы с радостью принести жертву. И они выпили вина. Это закончилось их гибелью.

«От пьяных я узнал, что такое настоящая любовь»

Вы видите, что пьянство в еврейской традиции не поощряется. Пурим – единственное исключение. Сейчас я объясню, почему.

Чудеса Пурима так или иначе связаны с пиром. На пиру Ахашверош казнил Вашти. Во время пира Эстер рассказала Ахашверошу всю правду об Амане. Таким образом, сущностные качества этого дня связаны с выпивкой.

Но есть и еще более глубокая причина. Чтобы было понятно, расскажу историю об известном цадике – Мойше-Лейб из Сасова. Он активно исполнял заповедь «пидьон швуим» – «выкуп пленных». Обходил еврейские местечки, разыскивал евреев, заключенных в тюрьму за долги, и собирал цдаку на их выкуп. Как-то раз он зашел в кабак и подслушал разговор двух пьяных.

– Иван, ты меня любишь?

– Кааанечно!..

– Тогда посмотри мне в глаза и скажи, что у меня болит!

– Да я-то откуда знаю?!

– Значит, не любишь ты меня. Если бы любил, знал бы, что у меня болит!

Мойше-Лейб рассказал эту историю своим хасидам и заключил: «От пьяных я узнал, что такое настоящая любовь!».

Когда человек напивается, он снимает «защитные барьеры» и начинает говорить то, что у него на сердце. В Талмуде сказано, что во времена Мордехая все евреи были готовы отдать жизнь за Творца, они находились в искреннем, естественном состоянии души, когда ты понимаешь, что кроме Б-га нет ничего.

Отмечая Пурим, мы снимаем маску, ломаем барьеры, отбрасываем логическое, рационалистическое «я» – и пробуждаем в себе еврейскую искру, раскрываем в себе истину.

Неслучайно Йом Кипур, самый святой день в году называется именно так: «КиПур», «как Пурим». В Йом Кипур мы стоим перед Творцом с открытой, обнаженной душой. В Пурим мы тоже распахиваем душу, проявляя свое истинное еврейское «Я».

Если вы в себе не уверены…

В Шулхан Арухе сказано, что надо напиться до состояния, описанного в первой фразе этой статьи. Рамбам высказывается более сдержанно: по его мнению, следует выпить больше, чем обычно, и лечь спать. Во сне вы точно не будете отличать Амана от Мордехая.

Но все мудрецы сходятся на том, что, если вы не уверены в том, как поведете себя во хмелю и подозреваете, что можете перейти границы дозволенного, нарушить какую-то заповедь, то не пейте. Даже в Пурим.

Но если можете пить – давайте выпьем, и пусть пробудятся наши самые искренние чувства!

Лехаим!


Вконтакте

АНОНСЫ

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину