04.04.2019
Проказа – болезнь или наказание?
Белла Слуцкин о том, почему люди во времена Торы болели проказой и в чем источник ритуальной нечистоты
У античных историков с угрюмой периодичностью повторяется идея, что евреи не ушли из Египта, как рассказано в Торе, а были изгнаны из-за проказы. «Группа прокаженных», так пишет Тацит. Когда некоторая мысль, пусть даже ошибочная, часто повторяется в разных источниках, всегда интересно найти причину этому.
Змей и прокаженный Египет
Первым прокаженным в мире был Змей. Так пишут комментаторы. Змей – часть человека, его «естественный разум». Диалог между Хавой и Змеем – это диалог между двумя началами человеческой души: естественным и божественным. Первый человек выбрал естество, поэтому результатом оказалось изгнание из сада и смерть. Смерть – неминуемое окончание природного, конечного. Того, к чему привел Адама змей.
Змей же был излюбленным символом Египта с его некротической культурой. Маленькая фигурка змея украшала лоб фараона в том самом месте, где у еврея находится тфилин с именем Всевышнего. Змеи охраняли фараонов и после смерти. Восходя на трон, фараоны начинали строить себе пирамиды – место их пребывания после смерти. В египетской культуре смерть – центральный элемент. К ней готовились всю жизнь.
Евреи четыре поколения были частью египетской культуры. И они ушли или были изгнаны, что со стороны вполне могло так выглядеть. Ведь именно фараон сказал им после десятой казни: «Уходите».
«Источник всякой нечистоты а мертвое». Степень нечистоты измеряется именно отсутствием жизни. По этому определению, весь Египет – прокаженный, и мы часть его. Но мы ушли, чтобы излечиться. Не так уж и неправы античные авторы.
Почему нечиста женщина после родов?
Глава Торы «Тазриа» рассматривает два вида нечистоты: женщина после родов и проказа.
Важно отметить, что понятие чистого и нечистого не тождественно добру и злу. Но, тем не менее, вызывает удивление: что не так с молодой матерью? Это один из самых счастливых моментов в жизни семьи – рождение ребенка. К тому же, исполнение заповеди «плодитесь и размножайтесь», увеличение жизни в мире.
Но если источник всякой нечистоты – мертвое, то становится чуть яснее. До родов мать несла в себе жизнь. После родов эта жизнь ушла от нее. И теперь лежит в коляске и сопит. Уменьшение степени жизни внутри женщины – уровень нечистоты. Если женщина родила дочь, эта степень возрастает. Ведь девочка уже при рождении несет в себе потенциал зачатия.
Две жертвы должна принести роженица в Храм: благодарную и грехоочистительную. Абарбанель пишет понятную любой женщине вещь: благодарственная жертва – за то, что Всевышний помог успешному завершению этого чуда – родов. Но где же ответ о грехоочистительной жертве? Его можно вывести из сказанного в Мидраше: «Человек видит красивую колонну и говорит: как прекрасна эта колонна! А его друг ему отвечает: колонна тебя восхищает? Видел бы ты каменоломню, откуда она высечена. Или человек видит другого красивого человека с прекрасными локонами и хвалит его. А его друг ему говорит: видел бы ты из какой нечистоты это родилось (капли спермы). Знай, откуда пришел ты, куда идешь и перед Кем тебе в будущем держать ответ». Может быть, в этом и заключается причина, по которой женщина нечиста после родов и должна принести грехоочистительную жертву: понимание и ощущение величия Творца и нашей дуальности низкого и высокого.
В чем источник проказы?
И вторая нечистота: проказа. Две главы Тора посвящает проказе и очищению от нее. Эта не та проказа, о которой знаем мы из страшных рассказов о буднях лепрозориев. Проказы, о которой рассказывает Тора, нет больше в мире. Комментаторы спорят между собой, была ли это проказа естественной, а следовательно, способы борьбы с ней – гигиеническими, или нет. А Рамбам даже спорит сам с собой. В объяснении к Мишне он говорит, что это не естественное заболевание, а наказание за «лашон ара» – грех злословия. А в «Путеводителе заблудших» он утверждает: это заболевание практически природно, хоть и является наказанием за злословие.
Как всегда, лучший способ понять истину – примирить противоречия. Творец Един. Мир и в природе, и в морали подчиняется одному закону – закону Творца. Когда присутствие Творца очевидно, моральные пороки приводят к физическим; чистота же прекрасна. Недаром Тора отмечает, что все праматери были красивы. Сомнения в красоте возникают впервые относительно праведницы Эстер. Именно тогда Всевышний начал скрываться от нас. Пропало пророчество – и физическая красота перестала соответствовать праведности.
Проказа как следствие разъединения
Проказа поражает кожу. Помните, именно после греха первого человека Творец ему дал кожаные одежды. Кожа – граница разделения между мной и миром. В естественном мире мы все отделены друг от друга. В Ган Эдене – были едины; и звали нашу общую душу – Адам. Здоровое стремление осколков души вернуться к единству... В этом мире это возможно лишь посредством заповеди «И возлюби ближнего, как самого себя». «Он» ведь на самом деле и есть «ты». И поэтому, когда человек действует противоположно здоровому моральному стремлению к объединению, он заболевает. Именно кожа как внешний выразитель нашей отделенности покрывается язвами. Что-то не в порядке внутри. Поэтому такой человек должен был идти не к лекарю, а к коэну. А затем отделиться от всех и остаться один. Так ощутимо он оказывался в ситуации, которую сотворил сам – увеличил отчуждение в мире своим языком.
Узия, царь Иудеи, был наказан проказой не за злословие, а за то, что взял на себя функции коэна и воскурил благовония в Святая святых. Казалось бы, какая связь?
Мартин Бубер определяет нечистоту как символ нарушения связи между Творцом и творимым. Мир един, и поэтому у каждого свое предназначение в нем. Мне может не нравиться конкретный человек или ограничение моих полномочий, установленное Творцом, но в момент, когда я этому даю выход наружу, в виде слова или дела, единство нарушено.
Остается только сожалеть, что в нашем мире не так наглядны эти ошибки, как раньше. И подумать о том, что пишет рав Кук в «Орот атшува»: «Главное препятствие для раскаяния - непонимание того, как оно легко».
Об авторе
Белла Слуцкин – преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына – солдат и ученик ешивы, дочь – студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки–философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2