Все проекты
Общину поддержали 31185 раз

«Тора от Берешит до Аазину». На нашем портале появился спецпроект по статьям Беллы Слуцкин

Наступает праздник Симхат Тора. Он посвящен завершению годового чтения цикла Торы и началу нового цикла. В честь этого события мы подготовили спецпроект «Тора: от Берешит до Аазину» - для удобства читателей собрали вместе и снабдили навигацией еженедельные статьи Беллы Слуцкин по главам Торы, которые мы публиковали на нашем портале в течение всего этого года.

Мы попросили Беллу рассказать о том, как шла работа над этим проектом.

- Твои статьи – попытка концептуального осмысления Пятикнижия. Есть ли какая-то центральная идея, «красная нить», которая связывает между собой отдельные статьи, превращая их в единое целое?

- Кто-то из классиков (не помню уже, кто) сказал, что у каждого человека есть некая главная идея, которую он проживает в разных видах, в разных пластах реальности. Я ощутила это в процессе долгой работы в течение года. Для меня такой идеей стало раскрытие Б-га в истории еврейского народа; она слышалась мне в каждой главе. Вс-вышний оставил в нашей истории Свои следы, и тот, кто хочет найти Его, может по этим следам с легкостью вернуться к горе Синай. Через ужасные и прекрасные события еврейской истории, через историю наших бабушек и дедушек, перепрыгивая с эпоху на эпоху, изучая исторические источники и свидетельства евреев, неевреев, антисемитов, мы можем размотать всю эту нить и с очевидностью вернуться к Синайскому откровению.

- Как эта работа была встроена в твой распорядок жизни?

- На протяжении этого года неделя проходила под знаком того, что мне надо писать статью. И всю неделю меня сопровождала тема главы. Уже с шабата я начинала читать главу Торы и комментарии к ней, тратила на это чтение каждую свободную минуту – дома, в транспорте, в перерывах на работе. И с нетерпением ждала момента, когда же уже наконец смогу сесть и развить все свои «гениальные» мысли. В ночь со среды на четверг садилась и записывала текст, на это уходило около четырех часов.

- Каждая глава Торы бесконечно глубока и многогранна. Как рождалась концепция каждой главы, как происходил выбор сюжетов и тем?

- Идея может существовать на разных уровнях: интуиция, предчувствие, понимание... Она вынашивается подспудно, а потом может проявиться внезапно, под влиянием чего угодно. Это происходит удивительным образом. Читаешь источники – а это очень разные тексты, написанные разными авторами и перекликающиеся сквозь века и тысячелетия, и внезапно рраз – и вырисовывается та связующая нить, на которую красиво и органично нанизываются все темы и сюжеты главы. Это доставляет мне эстетическое наслаждение, чувство кайфа.

- Какими комментариями и источниками ты пользовалась?

- В основном это Микраот Гдолот, Кузари, комментарии Рамбана, Абарбанеля, Маараля, труды рава Шерки. Наложило свой отпечаток и регулярное изучении Тании.

- Были ли какие-то открытия и удивления?

- Я никогда раньше не изучала целенаправленно книгу Ваикра. Девушки вообще не очень любят ее читать. И я вряд ли бы сделала это, если бы не этот проект. Эта книга стала для меня совершенным открытием. Я не думала, что подробности очищения жертвенника от жира и крови животных, переодевания Первосвященника могут оживить картину и показать, что в мире нет ничего внешнего и неважного. Каждая деталь – это микрокосм, и в ней отражается целое.

Изучая комментарии, я узнала, куда именно в Иерусалиме выносили все эти отходы, и где сбрасывали со скалы жертвенного козла. Когда читаешь, где именно стояли беседочки, в которых поили ведомого в пустыню козла, это время для тебя оживает. Оживает и образ коэна – теперь я знаю, что он был сильным человеком, способным нести тяжести. Я знаю, по какой дороге он шел, когда нес все это тяжелое, жирное и остывшее. Я могу проделать весь этот путь сама. И, когда я иду от Старого города к Меа Шеарим, я становлюсь соучастником этого процесса, я ощущаю, что рядом со мной идет Первосвященник и тащит эти горы жира. Мне очень важно, чтобы он переодел свои одежды и не запачкал их. Я поняла, для чего мне все эти подробности. Ведь из подробностей состоит вся наша жизнь, и Тора способна превратить их в личное переживание. В том, какими совочками Первосвященник собирал с жертвенника жир, содержится предписание Вс-вышнего, потому что любое действие, даже такое, связывает материальное с духовным. Вспоминаю себя много лет назад – глупую, с горящим взглядом, восклицающую: «Какая разница Б-гу, как я открываю упаковку в шабат?!» Мне, начитанной Гегелем и Бродским, это казалось богохульством. Лишь позже я поняла, что Б-г – соучастник всякого нашего действия, даже самого мелкого.

Что может быть прозаичнее жира с пеплом? А Вс-вышнему и до этого есть дело. И вся наша жизнь, вся наша мелочная суета на самом деле связывает нас с духовным Источником.

- Кстати о Бродском – в твоих статьях немало литературных аллюзий, цитат...

- Это не было самоцелью. Скорее, мое личное прочтение, ассоциации, апелляция к общему с читателем бэкграунду. Нет особого прикола в том, чтобы проиллюстрировать учение Торы цитатой из Маркеса. Но рав Кук говорил, что отзвуки Торы мы слышим в духовных учениях других народов – и это доказывает, что мир един, у него единый Творец. Это «мудрость народов мира».

Помните полковника Аурелиано? «Приказы его исполнялись раньше, чем он успевал их отдать, раньше даже, чем он успевал их задумать, и всегда шли дальше тех границ, до которых он сам осмелился бы их довести. Заблудившись в дебрях одиночества своей необъятной власти, он потерял путевую нить». Но это же созвучно тому, что говорит Моше – он не хотел, чтобы ему бездумно поклонялись, и действительно, это поклонение привело к греху Золотого Тельца... Идея, которая звучит в Торе, разлита в мире, ее надо просто увидеть.

Спецпроект «Тора от Берешит до Аазину» вы найдете здесь


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину