20.10.2019
«Тора от Берешит до Аазину». На нашем портале появился спецпроект по статьям Беллы Слуцкин
Наступает праздник Симхат Тора. Он посвящен завершению годового чтения цикла Торы и началу нового цикла. В честь этого события мы подготовили спецпроект «Тора: от Берешит до Аазину» - для удобства читателей собрали вместе и снабдили навигацией еженедельные статьи Беллы Слуцкин по главам Торы, которые мы публиковали на нашем портале в течение всего этого года.
Мы попросили Беллу рассказать о том, как шла работа над этим проектом.
- Твои статьи – попытка концептуального осмысления Пятикнижия. Есть ли какая-то центральная идея, «красная нить», которая связывает между собой отдельные статьи, превращая их в единое целое?
- Кто-то из классиков (не помню уже, кто) сказал, что у каждого человека есть некая главная идея, которую он проживает в разных видах, в разных пластах реальности. Я ощутила это в процессе долгой работы в течение года. Для меня такой идеей стало раскрытие Б-га в истории еврейского народа; она слышалась мне в каждой главе. Вс-вышний оставил в нашей истории Свои следы, и тот, кто хочет найти Его, может по этим следам с легкостью вернуться к горе Синай. Через ужасные и прекрасные события еврейской истории, через историю наших бабушек и дедушек, перепрыгивая с эпоху на эпоху, изучая исторические источники и свидетельства евреев, неевреев, антисемитов, мы можем размотать всю эту нить и с очевидностью вернуться к Синайскому откровению.
- Как эта работа была встроена в твой распорядок жизни?
- На протяжении этого года неделя проходила под знаком того, что мне надо писать статью. И всю неделю меня сопровождала тема главы. Уже с шабата я начинала читать главу Торы и комментарии к ней, тратила на это чтение каждую свободную минуту – дома, в транспорте, в перерывах на работе. И с нетерпением ждала момента, когда же уже наконец смогу сесть и развить все свои «гениальные» мысли. В ночь со среды на четверг садилась и записывала текст, на это уходило около четырех часов.
- Каждая глава Торы бесконечно глубока и многогранна. Как рождалась концепция каждой главы, как происходил выбор сюжетов и тем?
- Идея может существовать на разных уровнях: интуиция, предчувствие, понимание... Она вынашивается подспудно, а потом может проявиться внезапно, под влиянием чего угодно. Это происходит удивительным образом. Читаешь источники – а это очень разные тексты, написанные разными авторами и перекликающиеся сквозь века и тысячелетия, и внезапно рраз – и вырисовывается та связующая нить, на которую красиво и органично нанизываются все темы и сюжеты главы. Это доставляет мне эстетическое наслаждение, чувство кайфа.
- Какими комментариями и источниками ты пользовалась?
- В основном это Микраот Гдолот, Кузари, комментарии Рамбана, Абарбанеля, Маараля, труды рава Шерки. Наложило свой отпечаток и регулярное изучении Тании.
- Были ли какие-то открытия и удивления?
- Я никогда раньше не изучала целенаправленно книгу Ваикра. Девушки вообще не очень любят ее читать. И я вряд ли бы сделала это, если бы не этот проект. Эта книга стала для меня совершенным открытием. Я не думала, что подробности очищения жертвенника от жира и крови животных, переодевания Первосвященника могут оживить картину и показать, что в мире нет ничего внешнего и неважного. Каждая деталь – это микрокосм, и в ней отражается целое.
Изучая комментарии, я узнала, куда именно в Иерусалиме выносили все эти отходы, и где сбрасывали со скалы жертвенного козла. Когда читаешь, где именно стояли беседочки, в которых поили ведомого в пустыню козла, это время для тебя оживает. Оживает и образ коэна – теперь я знаю, что он был сильным человеком, способным нести тяжести. Я знаю, по какой дороге он шел, когда нес все это тяжелое, жирное и остывшее. Я могу проделать весь этот путь сама. И, когда я иду от Старого города к Меа Шеарим, я становлюсь соучастником этого процесса, я ощущаю, что рядом со мной идет Первосвященник и тащит эти горы жира. Мне очень важно, чтобы он переодел свои одежды и не запачкал их. Я поняла, для чего мне все эти подробности. Ведь из подробностей состоит вся наша жизнь, и Тора способна превратить их в личное переживание. В том, какими совочками Первосвященник собирал с жертвенника жир, содержится предписание Вс-вышнего, потому что любое действие, даже такое, связывает материальное с духовным. Вспоминаю себя много лет назад – глупую, с горящим взглядом, восклицающую: «Какая разница Б-гу, как я открываю упаковку в шабат?!» Мне, начитанной Гегелем и Бродским, это казалось богохульством. Лишь позже я поняла, что Б-г – соучастник всякого нашего действия, даже самого мелкого.
Что может быть прозаичнее жира с пеплом? А Вс-вышнему и до этого есть дело. И вся наша жизнь, вся наша мелочная суета на самом деле связывает нас с духовным Источником.
- Кстати о Бродском – в твоих статьях немало литературных аллюзий, цитат...
- Это не было самоцелью. Скорее, мое личное прочтение, ассоциации, апелляция к общему с читателем бэкграунду. Нет особого прикола в том, чтобы проиллюстрировать учение Торы цитатой из Маркеса. Но рав Кук говорил, что отзвуки Торы мы слышим в духовных учениях других народов – и это доказывает, что мир един, у него единый Творец. Это «мудрость народов мира».
Помните полковника Аурелиано? «Приказы его исполнялись раньше, чем он успевал их отдать, раньше даже, чем он успевал их задумать, и всегда шли дальше тех границ, до которых он сам осмелился бы их довести. Заблудившись в дебрях одиночества своей необъятной власти, он потерял путевую нить». Но это же созвучно тому, что говорит Моше – он не хотел, чтобы ему бездумно поклонялись, и действительно, это поклонение привело к греху Золотого Тельца... Идея, которая звучит в Торе, разлита в мире, ее надо просто увидеть.
Спецпроект «Тора от Берешит до Аазину» вы найдете здесь
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2