11.10.2019
Песнь о Настоящей любви
Зачем был создан мир? Почему еврейский народ не исчезнет? Как в главе Торы «Аазину» отражено прошлое и будущее еврейского народа? На эти вопросы отвечает Белла Слуцкин
Глава, в которой закон превращается в поэзию
«Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой бывает очень удивлен тем, что получилось. Часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее». Ну кто лучше Бродского может сказать о сути поэзии? Запечатать в слове то, что интуитивно чувствуется всеми. Поэтическая интуиция в единстве со словом -это момент зачатия идеи. И кто бы мог предположить, что Тора - откровение с тщательно выверенным словом закона - к концу превратится в поэзию.
Песнь-свидетельство
В предыдущей главе Торы сказано: «Итак, напиши себе песнь эту и научи ей сынов Израиля. Вложи ее в уста их. Чтобы была песнь эта мне свидетельством о сынах Израиля». Учили мудрецы: «Великая эта песнь. В ней есть настоящее, в ней есть прошлое, в ней есть будущее. В ней есть и для этого мира, и для будущего».
Спорят комментаторы: какая песнь имеется в виду? Раши и Рамбан считают, что речь именно о главе Аазину. Ведь ее Всевышний велит Моше записать. Рамбам добавляет: «Предписывающая заповедь для каждого еврея - написать книгу Торы. Как сказано: а сейчас запишите себе эту песнь. То есть, написать себе Тору в которой есть эта песнь».
Не каждый, очевидно, будет раввином и специалистом в одежде первосвященника, но абсолютно каждый из нас должен знать эту песнь. Свидетельство о сынах Израиля. Кто мы?
Небог и Ненарод
Эту главу можно читать бесконечно. Узнавать в пророческих строчках наше прошлое – горькое, ужасное. «Истощены будут голодом. Истреблены горячкою и мором лютым». «Юношу и девицу, грудного младенца и поседевшего старца». У кого не возникло ассоциации с Холокостом? Воистину: «Они досаждали Мне небогом, гневили Меня суетами своими. А Я досажу им ненародом».
Небог - это не атеизм, не отсутствие существования. Это сущность как антитеза - Небог. Нечто духовное, которое вместо Б-га. Суета, которая нам грозит потерей себя. За это на нас придет ненарод. Это тоже сущность. Он будет выглядеть как народ. И, наверное, некоторые даже уверуют в его существование. Но это всего лишь антитеза нас. Все, чем мы должны были стать, но не стали. Забыли. Не захотели. Устали. Поверили Небогу. Своровавшие или подобравшие осколки нашей идентификации, оброненной впопыхах: «Новый Израиль». Элия Капитолина. Эль Кудс. Город трех религий.
Врожденная сгула еврейского народа
И в этой песни - будущее, которое еще сокрыто от нас: «Смотрите же ныне, что Я - это Я, и нет Б-га, кроме Меня. Я умерщвляю и Я оживляю, Я поразил и Я исцелю». В этой песни можно найти все - от потопа и до шестидневной войны. Но одного там нет: воспоминаний о наших заслугах и заслугах праотцов Авраама. Ицхака, Якова. И нет воспоминаний о том, как мы шли в дни юности за Возлюбленным, доверяя Ему. Почему? Наверное, потому, что эта песнь о настоящей любви. Безусловной: «Он нашел его в земле пустынной; в пустоте и вое пустыни». Почти случайная встреча: «любовь выскочила из-за угла, как убийца». Рав Кук называет это «врожденной сгулой». Мы можем выбрать какими мы будем. Но выбрать не быть народом Всевышнего не в наших силах.
Свидетели – небо и земля
Моше призывает в свидетели землю и небо. Потому, что человек смертен. Уйдет поколение, стоявшее на горе Синай, уйдет поколение времен горы Гризим и горы Эйваль. Уйдет поколение, видевшее чудеса Первого Храма. Умрут Хашмонаи и люди Великого Собрания, еще успевшие схватить за хвост покидающее мир пророчество. И, возможно, мы не сможем последовать совету «спроси отца твоего и он расскажет тебе, старцев твоих - и они скажут тебе». Но земля и небо пребывают вечно. Они помнят. «И дам траву в поле твоем животным твоим, и будешь есть, и насытишься». Но как же это понять, если некого было спросить, а землю и небо мы не умеем слышать?
Вот для таких, как мы, и следовало записать каждому главу Аазину. Это неправда, что некого спросить. А нецах Исраэль – вечность Израиля? А наша история, о которой сложена эта песнь? Мы должны были быть уже тысячу раз уничтожены. Но мы живы. Этому курьезу не могут дать объяснения историки.
Пуповина, соединяющая мир с Творцом
«Я сказал бы: положу им конец, сотру в среде людей память о них, если бы не остерегался Я злобы врага, чтобы враги его не возомнили и не сказали: наша рука одолела, а не Г-сподь сделал это».
Нам нельзя исчезнуть. Мы пуповина, связывающая мир с Творцом, прах земной - с дыханием, небо с землей. Как же так? Нам некого спросить? Мы держим эту пуповину в своей руке. Каждый из нас. Поколение за поколением. Вьется она и приводит к Источнику. Надо встать и пойти. Моше получил тору на Синае, передал ее Иошуа, Иошуа – старцам, старцы – пророкам, пророки - людям Великого Собрания. Они учили...»
Наших с вами родителей не по их вине не было в классе. Но каждый из нас должен понять, что класс-то был. Мы туда пришли сами, потому что судьба была к нам благосклоннее, чем к нашим родителям. И тем более к поколению Холокоста.
Круг свидетелей
«И утучнел Йешуру, и стал брыкаться». Объясняет Ор Ахаим: «И встал народ, возродился на своей земле, и разбогател он, и разжирел, и стал пинаться и блудить». Это не про нас. Почти... Естественно для любого народа, когда он приходит наконец на свою землю, стремиться к нормальной естественной жизни. Только у других народов это стремление к созданию своего духовного пространства. А у нас – наоборот: к забвению своего. Слишком неестественно наше происхождение и существование. Хотим быть, как все народы. Угрюмый мотив книг пророков: от Шмуэля до Йехезкиэля. Все это можно понять. Но, к счастью, нельзя осуществить. Потому, что земля и небо - свидетели. А Вечность Израиля не обманывает.
Вот так замыкается круг. Тора началась с Берейшит («В начале»). Рейшит («начало») - это мы, еврейский народ. Этот мир был создан, чтоб человек смог найти Творца. Мы - свидетели. А нам свидетели - земля и небо.
Об авторе
Белла Слуцкин — преподаватель Танаха и еврейской философии в Институте изучения иудаизма. Выпускница философского факультета одного из российских вузов. Живет в поселении, работает в Иерусалиме. Мать троих детей (два сына — солдат и ученик ешивы, дочь — студентка). Жена московского программиста, выпускника ешивы. Хозяйка собаки-философа. Отличается повышенной политической активностью и географическими привязанностями к Иерусалиму и Хеврону. Блогер с хлестким и едким пером. Не ищите ее имя в соцсетях: там она учит друзей жизни под псевдонимом одного из великих князей, правителей русской земли.
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2