23 сентября 2017 / 3 тишрея 5778

Пост Гедальи 24 сентября. Йом Кипур 30 сентября

10.12.2010

Раввин Цви Пинский: Ханука – немилосердный праздник!

Ханука сквозь призму личных впечатлений и опыта: беседа с петербургским раввином Цви Пинским, директором «Бейт-Хабада», руководителем молодежной программы «Старс» в Петербурге

- Рав Цви, каковы Ваши самые ранние воспоминания о Хануке?

Раввин Исраэль ПинскийРаввин Исраэль Пинский,
отец р. Цви Пинского

- Я родился в СССР, в религиозной хасидской семье. Cоблюдал Хануку всегда, поэтому даже и не помню, когда впервые увидел ханукальные свечи. Но, конечно, какие-то детские картинки остались. Помню, как отец сидел с ножичком и вырезал для меня из детского деревянного кубика ханукальный волчок – савивон. Но однажды утром в Хануку я проснулся – мне было года три – и увидел рядом с кроваткой «настоящий» яркий пластмассовый савивон. Как отцу удалось его раздобыть – до сих пор не знаю. Я помню менору, которую зажигал мой отец. Это непростая менора: ее подарил отцу старый московский хасид Бенци Клюгвант, родственник Любавического Ребе. Менора была тяжелая, из чистого серебра. Когда, в 1976 году (мне было 5 лет), мы уезжали из СССР, были существенные ограничения на вывоз за рубеж драгоценных металлов. Мои родители решили оставить в СССР все столовое серебро, подаренное им на свадьбу, лишь бы взять с собой в Израиль семейное сокровище – менору. Мне хорошо запомнилась сцена в московском аэропорту. Таможенники взвесили менору, обнаружили «лишние» граммы и сообщили отцу: «Чашечки будем свинчивать». После долгих препирательств отец не выдержал и крикнул: «Вы этого не сделаете своими нечистыми руками, лучше я сам!» И как стукнет что было силы кулаком по меноре! Таможенники с каменными лицами процедили: «Уважаемый, не забывайте, что вы пока что здесь, вы еще не там!» В результате менора уехала в Израиль без чашечек. В Израиле ювелир по просьбе родителей приделал новые кувшинчики, и эту менору мой отец до сих пор зажигает из года в год – но, по его словам, «это уже не то!».

- А в Израиле у Вас с Ханукой связаны какие-то яркие детские впечатления?

Раввин Цви Пинский зажигает ханукальные свечиРаввин Цви Пинский зажигает ханукальные свечи. Петербург, 1998 г.

- В Хануку произошло мое первое публичное выступление! Мне было 14 лет. Мы с двумя товарищами по ешиве поехали на военную базу – зажечь с солдатами свечи Хануки. Взяли с собой ханукию и пончики. Приезжаем – к нам подбегает молодая солдатка и кричит: «Ой, скажите, вы раввины?!» Мы – четырнадцатилетние мальчишки – даже не поняли, стоит ли это воспринимать как комплимент. Просто смущенно пробормотали: «Адаин ло, пока еще нет». «Неважно, – восклицает девушка, – у нас вечер, и вы зажжете свечи». Мы воспряли духом, заходим в зал – и видим море лиц. Наверное, было человек сто, но нам показалось, что аудитория просто бесконечна. Не дав нам прийти в себя, девушка объявляет: «У нас в гостях – раввины, сейчас они расскажут вам о Хануке». Мои товарищи быстро сделали два шага назад. Они всегда соображали быстрее меня! (Сейчас один из них – посланник Хабада в Эйлате, а другой – глава центральной ешивы в Кфар Хабаде). В общем, держать речь пришлось мне. Что-то я рассказал, даже смог пошутить, и аудитория вроде даже посмеялась. Мне хлопали. Я был страшно собой доволен, мне казалось, что я выступил по меньшей мере перед отрядом спецназа! Потом, улучив минутку, я тихонько спросил у девушки, что это за войска. Она ответила: «А, это наши водители!» Было очень смешно. Сама девушка оказалась культработником, не сумевшим вовремя найти раввина для выступления! Она сказала, что нас ей сам Б-г послал! А для меня это стало первым ханукальным выступлением, которых с тех было довольно много.

- Ханука – известный праздник. О его идейном содержании тома написаны. А что такое Ханука лично для Вас?

ханукальные пончикиКушая ханукальные пончики, не следует забывать
о глубоких философских традициях праздника

- Для меня Ханука – самый сложный праздник еврейского календаря. Почему? Потому что, с одной стороны, все предельно просто: нужно каждый вечер зажигать свечи, есть пончики… Сравним это, например, со сложнейшими законами Песаха. Но при этом Ханука – праздник сложный и, я бы сказал, немилосердный. Ведь каждый еврейский праздник – это на самом деле не праздник, а задача. Эта задача состоит в том, чтобы ощутить и воспринять в глубину души заложенный в том или ином празднике смысл.

Если говорить про Пурим, тут все просто: нас хотели уничтожить, мы остались живы. А жизнь человека – это тема, близкая каждому. У праздника Песах тоже универсальный контекст: выход на свободу, ощущение себя в этой свободе. Празднуя Хануку, мы отмечаем победу одной силы над другой. Трудность в том, что мы должны определить: а мы-то сами на какой стороне? Ханука ставит перед каждым зеркало и говорит: «Ты сейчас празднуешь победу Маккавеев над эллинистами, а сам-то ты где? В достаточной ли мере ты Маккавей? Ты действительно исповедуешь возвышенные ценности иудаизма, или давно погрузился в стихию фальшивых, гламурных ценностей?» Это горькая правда. Она создает внутренний конфликт. Ставит каждого перед предельным выбором: «кто я, с кем я».

Но, конечно, праздник Ханука дает и повод для оптимизма. Он – в кувшинчике масла. Согласно философии хасидизма, «кувшинчик масла» – это душа, которая «горит» в каждом из нас. И, значит, все-таки мы – Маккавеи…

- Вы говорите о противостоянии двух сил. В чем, с Вашей точки зрения, заключается корень противостояния между иудаизмом и эллинистическими ценностями?

- Не буду давать историческое объяснение – я не историк. Но в философском смысле ключом к противостоянию двух подходов к жизни является тот самый кувшинчик с маслом. Что сделали греки? Они пришли и осквернили все кувшины. Не сказано, что масло «пролилось» или кувшины «сломались». Сказано: «осквернили». Мы не знаем, зачем греки сделали это. Можно, конечно, увидеть в этом поступке вандализм усталых солдат. А некоторые комментаторы полагают, что захватчики искали в Храме золото и серебро. Но все же – кувшинчики были именно вскрыты, а не поломаны. Хранилось ли масло в закрытых или вскрытых кувшинчиках – ни одна лаборатория не выявит разницы в составе. Разница в том, что Б-жественный закон проводит черту между одним и другим. И это – нелогично. Особенность еврейской веры в том, что Б-г становится повседневной реальностью. Мы говорим: «это чисто, а это нечисто», то есть, привносим Б-га в повседневный быт. Греки же (представляющие общечеловеческую философию как таковую) говорят так: «Ты хочешь верить? Верь, но зачем же такой буквализм?» «Грек» может согласиться с логикой и даже со сверхлогикой, но не в состоянии понять, как сверхлогика может стать частью мышления, частью повседневной жизни. Именно поэтому греки сказали: «Откроем кувшинчики, чтобы показать, что между открытым и закрытым маслом нет никакой разницы». Эллинизм не против симпатичных, приятных традиций, но они должны быть понятны разуму. Евреи же верят в вечные, иррациональные ценности. Вот в этом и кроется корень конфликта. Ход истории показал, что мы одержали символическую победу. Мы, евреи, «вышли в финал», а где сегодня Греция? Застряла в «четвертьфинале». Не причиной ли этому наша вера, наш вечный иррационализм?

- Если так, то почему Ханука отмечается так буднично в сравнении с остальными праздниками? Например, нет большого застолья? Вы сами весь в делах и совсем не в праздничном виде?

Раввин Цви ПинскийРаввин Цви Пинский на празднике Ханука
в Синагоге. 2010 г.

- Действительно, Ханука – довольно скромный праздник. Даже в Пурим, хоть это и не йом тов, не рекомендуется работать. В Хануку таких ограничений нет. В Хануку не надевают нарядные одежды, хасиды не ходят по улицам Иерусалима в штраймлах. Ответ мы находим в комментариях Турей Загав Согласно автору этого комментария, в Хануку произошло два чуда. Одно – победа в войне. Другое – чудо с маслом. Но победа – «малоизвестное» чудо, оно выглядит слишком естественным. Здесь нет такого вот элемента «Wow!» Второе чудо, чудо с маслом, очень известно и имеет сверхъестественную природу, но это не то, что способно привести обычного, не достигшего духовных высот человека в состояние радости. Вернее, в отличие от чуда спасения, произошедшего в Пурим, такую радость трудно ощутить на бытовом уровне.

Есть и второе объяснение, оно принадлежит комментатору Бааль Алевушим. Он рассуждает так. В Хануку не шла речь о спасении жизни. Любой еврей теоретически мог бы спасти свою жизнь, приняв греческие принципы. Требования эллинистов были опасны только для души. События Пурима несли в себе опасность для жизни. Нельзя было бы спастись, приняв «персидскую веру». Ведь речь шла о расовой ненависти, грозившей физическим истреблением. Именно поэтому Пурим отмечают «физически» – устраивая пир. Ведь это – победа тела. А в Хануку мы празднуем победу души, поэтому и традиции праздника носят более духовный характер.



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011