Все проекты
Общину поддержали 29735 раз

Подарки в еврейской традиции: кто кому, что и почему?

Подарки в еврейской традиции: кто кому, что и почему?

Все россияне в очередной раз переживают весенний подарочный марафон. А мы тем временем решили выяснить у петербургского раввина Цви Пинского, какие подаркитрадиции относительно подарков имеются в еврейских общинах

- Рав Цви, есть ли в еврейской традиции день, похожий на 8 марта, когда не сделать подарок просто нельзя?

- Если говорить о «нельзя» и «надо» в буквальном смысле, т.е., с точки зрения предписаний Галахи, единственный случай, когда есть обязанность сделать подарок – это праздник Пурим. Согласно еврейскому закону, в этот день каждый должен подарить как минимум двум людям съедобный подарок, состоящий из хотя бы двух видов пищи, готовой к употреблению. Этот подарок может быть достаточно скромным. Например, пирог и бутылка вина.

Но на практике это часто превращается в фейерверк подарков: каждая семья заготавливает множество кульков или корзинок с обильным и разнообразным угощением для друзей. Иногда размер и количество подарков в Пурим переходят все границы благоразумия. В Израиле, чтобы прекратить «пуримский беспредел», некоторые раввины даже издают для своих общин предписание – не тратить слишком большие суммы на подарки, чтобы невольно не вводить друг друга в разорение.

- С Пуримом понятно, а что дарят в другие еврейские праздники?

- В Иерусалимском Талмуде (трактат Псахим) сказано, что следует радовать женщин и детей подарками на "шалош регалим" - Песах, Шавуот и Суккот. "Кицур Шулхан Арух" (103 глава) уточняет: детям следует купить орехи и сладости, женщинам - одежду и драгоценности. Есть обычай на Рош Ашана (еврейский новый год) покупать ребенку новую одежду. В некоторых общинах в праздник Песах, в начале Седера (трапезы с рассказом об Исходе из Египта) дети прячут афикоман – специальный кусочек мацы, а в конце застолья, когда афикоман нужно съесть, отдают его взрослым только за выкуп – сладость или игрушку. Правда, в общинах Хабада этот обычай не приветствуется, т.к. считается спорным с воспитательной точки зрения.

- А на день рождения?

- В иудаизме день рождения – серьезная дата. Любавический Ребе говорил, что это «личный Рош Ашана» каждого человека: день, когда следует заново осмыслить свою жизнь и принять решения на будущее. С другой стороны, не принято осыпать юбиляра восхвалениями и комплиментами: человек ничего особого не сделал, просто родился – в этом нет его заслуги. Дарить подарок в день рождения не возбраняется, но и «обязаловки» никакой нет. Сам подарок – это весьма ограниченный ресурс. Он всегда должен быть частью чего-то большего. Это, скорее, элемент «комплексного подхода» в отношениях внутри семьи, где каждый должен чувствовать себя нужным и любимым.

- Как насчет свадебных подарков?

- Это, пожалуй, область, наиболее регламентированная традицией. Принято, чтобы невеста подарила жениху талит и Вавилонский Талмуд. Жених может подарить невесте драгоценность, кольцо, часы. Любавический Ребе учил, что неплохо было бы к этому добавить и простые галахические книги. В старину, кстати, жених дарил невесте книгу «Цэна урэна» – традиционное «дамское чтение»: сюжеты Торы, изложенные на идише. Просто потому, что невеста, как правило, была не в состоянии прочесть Пятикнижие на иврите. Эта традиция в некоторых общинах сохранилась и сейчас. Общая идея в том, что подарок должен быть не просто вещью. Он должен нести некий возвышенный смысл, поднимать человека духовно.

Часто возникает вопрос – что подарить молодоженам на еврейскую свадьбу? В еврейских общинах принято дарить деньги, чтобы помочь молодой семье компенсировать расходы на свадебный пир. Другой вариант – это подарить что-то «еврейское»: книги, подсвечники для субботних свечей. Такой подарок гораздо лучше, чем очередной сервиз!

- Детей принято баловать подарками?

- Для детей не жалеют подарков. Не в том смысле, что закармливают сластями, портя ребенку зубы. Подарок используется для того, чтобы поощрить ребенка, например, к учебе. Малыша, который впервые отправляется в хедер, заворачивают в талит и забрасывают конфетами, чтобы изучение Торы ассоциировалось у ребенка с чем-то приятным. Перед еврейскими праздниками магазины детской одежды и обуви в Иерусалиме, Бней-Браке полны – родители покупают ребенку обновки, чтобы радость от покупки связывалась для него с ожиданием еврейского праздника. Можно сказать, что главная задача подарка – нести высшее содержание и смысл. Дело не в самом подаренном предмете, а в том, к чему он тебя должен привести. Жест ради жеста, как дань традиции, просто потому, что «так принято», лишен смысла.

- И в заключение: есть ли в еврейской традиции «черный список» подарков? Что НЕ СЛЕДУЕТ дарить иудею, чтобы не попасть впросак?

- В Талмуде есть общее правило: нельзя дарить то, что несет в себе негатив или связано с нарушением галахического запрета. В первую очередь, следует помнить о том, что соблюдающие евреи придерживаются правил особого питания – кашрута. Бутылка некошерного вина или тортик, поставленный на подготовленный к Песаху стол, вряд ли порадуют хозяев. Лучше вовсе не брать с собой в гости ничего съестного. Если Вас пригласили на Шабат – не пытайтесь вручить хозяйке дома букет цветов. Она даже не сможет поставить их в воду, так как в субботу это запрещено. Да и любой другой подарок в Шабат будет неуместен – в этот день, согласно законам субботы, нельзя, чтобы предметы переходили из одного владения в другое, то есть, сам акт дарения является запретным. Поэтому в Шабат смело приходите в гости с пустыми руками. Особая статья – это подарки детям. В общинах Хабада не принято, чтобы дети играли с изображениями некошерных зверей. Поэтому не стоит приносить ребенку плюшевого зайку или мишку. Но игрушечная корова, овечка, уточка или жираф будут приняты с удовольствием. В общем, ограничений достаточно много, но пугаться не нужно: избежать ошибок можно, заранее согласовав вопрос о подарке с хозяином дома.


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину