10.02.2020
«Помни: зима – это не конец»
Почему Новый год деревьев отмечают зимой, а не весной, когда цветут яблони и вишни? Что праздничного в том, что деревья стоят голые и замерзшие? Разбираемся вместе с Анат Брусиловски.
Шкатулка с секретом
Порой еврейские праздники напоминают мне шкатулку с секретом. Открываешь ее и видишь: иногда яблоки с медом, иногда пончики, порой мацу, а если сильно повезет — то блинчики с творогом и изюмом. Вроде все понятно: доставай и ешь, благословляй, радуйся, отмечай, благодари Всевышнего, что дожили до этого дня. Но иногда откроешь шкатулку, случайно заденешь какой-то невидимый выступ — и она вдруг раскрывает тебе свою тайну. Тогда становится ясно, что за всеми этими пончиками и блинчиками скрывается нечто глубокое и высокое, что-то такое, в чем хочется разобраться.
Праздник Ту Бишват многие воспринимают как приятную неожиданность в веренице серых будней. К нему не нужно готовиться, ничего не запрещено, можно посидеть с семьей и друзьями, выпить чаю с финиками и овсяным печеньем — и делу конец. Пора продолжать жить и работать дальше. Если же остановиться и заглянуть в святые еврейские книги, окажется, что Ту Бишват совсем не так прост. Этот праздник таит в себе мудрость и глубину.
«Верит в загробную жизнь и засевает поле»
Вы не задумывались, почему новый год деревьев мы отмечаем зимой? Разве не логичнее было бы отмечать его весной, когда цветут яблони, груши, вишни, каштаны? Что праздничного в том, что деревья стоят голые и замерзшие и спят, ожидая весны? О каком обновлении идет речь, когда поля пусты и безлюдны и не верится, что через несколько месяцев все будет иначе?
Ответ на этот вопрос мы находим в Талмуде. Так как евреи всегда были сельскохозяйственным народом, Талмуд уделяет внимание всему, что связано с обрабатыванием земли и сбором урожая. В комментарии Тосфот на трактат Шабат сказано: «Еврей верит в загробную жизнь и засевает поле». Эта фраза вызывает вопрос: как связана вера с таким будничным практическим действием — засеванием почвы?
Рабби Исраэль Лифшиц, выдающийся законоучитель и комментатор Мишны, в своей книге «Тиферет Исраэль» так отвечает на этот вопрос: «Скажите мне, мои дорогие братья: если у человека, незнакомого с земледелием, спросят, во что он больше верит: в воскрешение мертвых или в то, что из маленького зернышка, погребенного в сырой земле, вырастет дерево и произрастит плоды, что он ответит? Естественно, намного легче человеку поверить в первое, чем во второе. Однако на практике мы видим, что зерно в земле не исчезает бесследно, оно превращается вначале в небольшой росток, а затем вырастает все больше и больше, так, что уже невозможно поверить, что когда-то это было только лишь ядрышко. Так и человек. Иногда человеку кажется, что его жизнь закончилась и он умер, но на самом деле эта зимняя спячка — всего лишь временная передышка для того, чтобы немного отдохнуть, а затем начать все сначала с новыми силами».
Именно поэтому Новый год деревьев отмечается зимой. Пусть начало процесса незаметно и скрыто от наших глаз, новый процесс запущен, и от нас требуется терпение и вера в то, что придет время — и наши усилия принесут плоды.
Ангел, который «бьет»
Любопытно, что в других праздниках часто присутствует некое противопоставление. В Песах у нас есть один хороший сын, а другой — не совсем; в Суккот у нас есть этрог со вкусом и запахом — и веточка ивы, не имеющая ни того, ни другого. В Ту биШват все плоды на нашем столе хорошие. Они все разные — большие и маленькие, сладкие и кислые, с косточками и без, но каждый из них достоин благословения.
В мидраше «Берейшит Раба» сказано: «Нет ни одной травинки на земле, у которой не было бы своего ангела и своего предназначения. Ангел бьет по травинке и говорит ей: „Расти!“ — и она растет». Итак, у каждого дерева есть ангел, который его бьет. Почему именно бьет? На святом языке слово «маке» — «бьет» — означает также «пускает корни».
Пускать корни дереву нелегко — необходимо пробивать твердую землю — но только это является залогом дальнейшего роста. Дерево ждет дождя, но дожди идут не всегда, а деревцу некогда ждать — ему нужно расти. Тогда оно пускает корни все ниже и ниже. В какой-то момент может показаться, что все это зря. Но именно тогда, когда кажется, что ниже уже некуда, корни дерева касаются подземных вод — и по корням драгоценная влага поднимается к стволу дерева и к ветвям до самой вершины.
Тора сравнивает человека с полевым деревом. Иногда и нам кажется, что мы спускаемся все ниже и ниже, что испытания нещадно бьют нас — и нет нам спасения. Но если мы не сдадимся и продолжим бороться, если сделаем еще один шаг, если не потеряем веру, то обязательно найдем воду и спасение.
Поэтому Ту Бишват и приходит к нам в середине зимы. Этот праздник заботится о том, чтобы наш организм получил достаточно витаминов, а душе нашей он шепчет: «Помни, зима — это не конец надежд и чаяний, а предвестник весны. Самое темное и холодное время — это время перед рассветом, спуск в нашей жизни — ради подъема. И подъем этот, как и весна, уже не за горами».
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2