12 декабря 2017 / 24 кислева 5778

Ханука 13 декабря

22.04.2016

Не дайте этому тесту взойти, или Песах в психологическом разрезе

Обуздать раздутое эго, научиться переносить испытания, справляться с горем, стать независимым и внутренне свободным – этому нас учит пасхальный седер. О психологических аспектах пасхального седера рассказывает раввин Бенцион Ласкин (Нью-Йорк).

песах и психология урок раввина ласкинЕврейские праздники – это не просто годовщина того или иного исторического события. В каждом празднике раскрывается особая, присущая лишь ему энергетика. Песах – это энергия освобождения. Понимая сущность Песаха, мы сможем освободиться от сковывающих нас ограничений.

Песах, маца, марор

Есть три вещи, которые обязательно должны быть упомянуты на пасхальном седере (без этого исполнение заповеди не засчитывается): Песах (пасхальная жертва), маца и марор. Расскажем вкратце о психологических аспектах каждой из этих вещей.

Пасхальная жертва – начало освобождения

Само название праздника Песах происходит от слова «пасах», «обошел». Карая дома египтян, Вс-вышний «обошел», пощадил еврейские дома. Но почему именно это дало название празднику – а не, скажем, рассечение Красного моря – событие куда более эффектное? Наши мудрецы дают такое объяснение: евреи в Египте были почти полностью ассимилированы, они перестали делать обрезание, стали внешне похожи на египтян. То есть, своими делами евреи не заслужили спасения. Но Вс-вышний обошел не только их дома – Он обошел их дела! Он «обошел» настоящее ради будущего. Он спас еврейские дома ради тех домов, которые появятся в будущем. Он смотрел не на то, каковы евреи сейчас, а на то, какими они могут стать.

Словом «Песах» («Корбан Песах») названа и пасхальная жертва – ягненок, которого евреи должны были принести в жертву перед Исходом. (Намеком на пасхальную жертву является зроа, куриное горлышко на пасхальном блюде). Мудрецы говорят, что наши праотцы заслужили спасение благодаря своей вере во Вс-вышнего. Что на самом деле сделали евреи? Они взяли ягненка – божество своих повелителей, египтян, и чуть ли не у них на глазах принесли в жертву. Египтяне отреагировали на это на удивление мирно. Но великое чудо было не в том, чего не сделали египтяне, а в том, что сделали евреи. Они перестали быть рабами в душе, осознали, что у них есть Вс-вышний. Это и стало началом их освобождения. И это важный урок на все времена: мир не уважает евреев, которые боятся или стыдятся своей веры, но с большим с почтением относятся к евреям, которые уважают сами себя и свято верят в Б-га!

Маца и спасительное нетерпение

Наши предки, выходя из Египта, так спешили, что их тесто не успело взойти. И вместо лепешек получилась маца. У евреев не было терпения дождаться, пока поднимется тесто. А если бы они проявили терпение – то никогда не вышли бы из рабства. Откладывание, отсрочка, попытка тянуть время из-за недостатка веры в благополучный исход дела – это наш «хамец». Маца, «хлеб веры», – наше лекарство, наше спасение из рабства. Нельзя дать этому тесту взойти – необходимо торопиться, действовать моментально, это и есть секрет спасения из рабства. Известно, что на иврите все однокоренные слова связаны друг другом внутренним смыслом. Так, слова «севель», страдание, имеет тот же корень, что «совланут» – терпение. Из этого мы извлекаем урок: излишнее терпение приводит к страданию и рабству, мешает вырваться на свободу.

Марор как способ справиться с болью

Марор – это горькая зелень, которую мы едим в память о горечи египетского рабства. У человека есть два способа реагировать на боль. Одни бегут от нее, стараются забыть, не вспоминать. Другие все время живут в этой боли, они охвачены и парализованы ею. Мы знаем это на примере людей, переживших Холокост. Некоторые не хотят говорить о своих мучениях, боятся дотронуться до этого больного места, и боль навсегда остается в глубине их души. Другие не перестают об этой боли говорить, живут ею изо дня в день, зацикливаются на ней. Оба этих пути разрушительны для человека. Марор предлагает нам третий, позитивный путь пережить боль. Нужно выделить специальное время для того, чтобы съесть марор – пережить боль, повспоминать, поплакать. Это помогает ввести боль в некие рамки, трансформировать ее в ту реальность, которую уже можно анализировать и преодолевать. И еще нужно понимать, что вот это был марор, а теперь настало время для мацы и вина. Это позволит двигаться дальше и радоваться жизни.

Веселого и кошерного Песаха, дорогие друзья!



Вконтакте
Facebook

Все
В Петербурге
В мире
11 декабря 2017
08 декабря 2017
08 декабря 2017
06 декабря 2017
20 сентября 2017
19 сентября 2017
14 сентября 2017
18 августа 2017
10 апреля 2017
07 апреля 2017
06 апреля 2017
24 февраля 2017
23 февраля 2017
15 февраля 2017
25 декабря 2016
21 декабря 2016
16 декабря 2016
04 ноября 2016
27 сентября 2016
23 сентября 2016
18 апреля 2016
10 марта 2016
23 февраля 2016
15 февраля 2016
05 февраля 2016
21 января 2016
11 января 2016
06 января 2016
04 января 2016
23 ноября 2015
18 ноября 2015
31 октября 2015
26 октября 2015
09 сентября 2015
26 августа 2015
24 июля 2015
29 мая 2015
30 апреля 2015
24 апреля 2015
15 апреля 2015
14 апреля 2015
25 марта 2015
24 марта 2015
27 февраля 2015
25 февраля 2015
18 февраля 2015
09 февраля 2015
26 января 2015
20 января 2015
25 декабря 2014
11 декабря 2014
09 декабря 2014
01 декабря 2014
17 ноября 2014
06 ноября 2014
30 октября 2014
15 октября 2014
11 сентября 2014
08 сентября 2014
05 сентября 2014
04 сентября 2014
22 августа 2014
21 августа 2014
13 августа 2014
12 августа 2014
08 августа 2014
12 июня 2014
14 апреля 2014
11 ноября 2011