06.04.2017
Песах на блюде
Реб Исраэль Фельдшеров рассказывает о символическом смысле мацы, вина и других атрибутов пасхального седера
Четыре бокала и ум
Вино – то, с чего начинают седер. Первое действие седера – это кидуш над бокалом вина. Точно так же кидуш читается в шабат и другие праздники. Однако если после субботнего или праздничного кидуша достаточно лишь пригубить вино, то во время седера нужно выпить четыре бокала.
Почему именно четыре?
Объясняют наши мудрецы: рассказывая об Исходе из Египта, Тора упоминает четыре ступени спасения евреев Вс-вышним.
1. «Вывел», т.е. избавил от рабского труда.
2. «Спас», т.е. спас тела и души от уничтожения.
3. «Освободил», т.е. физически вывел за границы Египта.
4. «Взял», т.е. взял Себе, сделал Своим народом через дарование Торы. И это главная ступень, включающая в себя все остальные. Ведь Исход из Египта не был самоцелью: Вс-вышний вывел еврейский народ, чтобы даровать ему Тору.
Четыре шага к спасению – четыре бокала на седере.
А почему именно вино? Наши мудрецы говорят, что вино (в разумных количествах!) делает нас умнее, усиливает наши способности постижения. Вино – это раскрытие того, что сокрыто. Четыре бокала вина помогают нам понять и раскрыть для себя скрытые аспекты Освобождения.
Маца и вино: послушание vs активное участие
Наши мудрецы объясняют, что маца и вино – противоположные сущности.
Вы можете описать словами вкус мацы? Вот то-то и оно. Никакого отчетливого вкуса у мацы нет.
Вино, наоборот, обладает ярким вкусом, мы можем этот вкус ощутить, оценить.
Поэтому наши мудрецы говорят, что вино – это активное участие, вовлеченность, воля.
И в этом смысле маца указывает, как говорит Любавический Ребе, на подчинение евреев воле Вс-вышнего в начале событий Исхода. Вс-шний фактически сделал все Сам, вывел евреев из Египта «рукою сильною». В отличие от вина, маца символизирует сокрытие: евреи подчинились, не понимая, зачем Вс-вышнему понадобилось вывести их из страны, где они худо-бедно, но были обеспечены всем необходимым.
А вино – это дарование Торы, четвертый «шаг». Тору надо не просто принимать – ее надо понимать, учить, активно взаимодействовать с нею. Тору евреи приняли осознанно, как свободные люди.
Почему три листа мацы?
Почему мы берем для седера именно три листа мацы? Согласно одному из объяснений, три листа мацы соответствуют трем частям еврейского народа: «Коэны», «Левиты», «Израиль». Другое объяснение: три листа мацы – это наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков. А четыре бокала вина – праматери Сара, Ривка, Рахель и Лея.
Карпас – начинаем с мелочей!
Карпас – это кусочек овоща, который мы съедаем, обмакнув в соленую воду. Это делается в начале седера, после кидуша. Этот кусочек должен быть маленьким, не больше маслины. Задача карпаса в том, чтобы необычным действием привлечь внимание детей и не дать им уснуть (время-то позднее!). Но есть у карпаса и символический смысл. Исход из Египта – это событие, сформировавшее еврейский народ. Однако столь важное действо как седер мы начинаем с маленького кусочка овоща. И идея здесь в том, что начало любой духовной работы не должно быть грандиозным. Не обязательно принимать глобальные решения, достаточно начать с конкретного действия и двигаться к цели маленькими шагами, но неуклонно.
Зроа и бейца – власть разума над телом
Зроа – это кусочек сильно обжаренного мяса. Его кладут на пасхальное блюдо (но не едят) в память о пасхальной жертве – Песах. Ягненка зарезали, зажаривали целиком и ели. Но есть его нужно было не ради физического насыщения, не на голодный желудок. И для того, чтобы сначала утолить голод, приносили и ели жертву Хагига. На пасхальном блюде символ жертвы Хагига является бейца – яйцо. Сочетание зроа и бейца – это идея власти духовного надо материальным, разума над телом, подчинения физических потребностей исполнению заповедей.
Ведь, когда мы едим несмотря на то, что уже сыты, ради исполнения заповеди, этим мы подчиняем свою материальную сущность воле Вс-вышнего.
Марор – прекрасное в горьком
В Каббале марор отождествляют со сфирой Тиферет (красота, прекрасное, гармония). Странно, правда? Ведь марор – горький овощ, например, хрен: ешь – и слезы наворачиваются. Какая уже тут красота? На самом деле, это чисто еврейский подход к трудностям. Не нужно видеть в трудностях помехи, которые не дают нам спокойно жить. Надо понимать, что трудности эти послал нам Б-г для того, чтобы мы поднялись еще на одну ступеньку и стали лучше. Это не значит, что нужно специально искать на свою голову проблемы. Но если они уже есть, надо их осмысленно принять, понимая, что после горького придет очередь сладкого.
Харосет – вера в свои силы
Харосет – смесь из яблок, орехов и груш, – внешне напоминает глину, которую евреи месили в египетском рабстве, чтобы изготовить кирпичи. Это был тяжелый труд. Глина «затягивает». Можно было потерять веру и надежду в будущее. Но евреи неизменно верили, что Вс-вышний спасет их. Харосет и олицетворяет эту веру в то, что Б-г дает нам силы справиться с испытаниями, которые Он посылает.И пусть так же, как наши предки, страдающие в рабстве, увидели спасение и выход, – пусть так же мы увидим освобождение из Изгнания и приход Машиаха вскоре, в наши дни!
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2