Все проекты
Общину поддержали 31084 раз

«Непослушные дни» в еврейской традиции

Что такое «период Шовавим»? Как соблюдают «пост в словах»? Почему гнев вызывает старость и как этого избежать? О сгулот - еврейских способах притянуть к себя удачу в период чтения недельных глав от Шмот до Мишпатим рассказывает р. Александр-Цви Сыпков.

«Непослушные дни» в еврейской традиции

С началом чтения недельной главы Торы Шмот начинается особый период в еврейском календаре, называемый «дни Шовавим». Что же это такое, «Шовавим»?

Во-первых, это аббревиатура названий шести недельных глав, идущих друг за другом: Шмот, Вайера, Бо, Бешалах, Итро и Мишпатим (שובבי''ם).

Во-вторых, это слово означает «непослушные» и отсылает нас к словам Всевышнего из книги пророка Ирмия: «Возвратитесь, сыны непослушные, и Я исцелю необузданность вашу!» Это намеком указывает на то, что это время наиболее благоприятно для тшувы (раскаяния) и работы над собой.

Сорокадневный пост

Рав Хаим Виталь в Шаар Руах а-Кодеш пишет, что древний обычай Израиля - поститься в дни Шовавим. Из многих источников видно, что благочестивые евреи постились сорок дней (исключая пятницу и шабат); период раскаяния и работы над собой захватывал еще две недельные главы Трума и Тецавэ. Но поступали они так только в високосный год с тринадцатью месяцами. Сегодня дни Шовавим принято соблюдать ежегодно (в високосный год удлинняя этот период на две недели), однако, согласно обычаю многих, поститься для исправления особенно важно в четверг каждой из шести (в високосном году - из восьми) недель, а также в понедельник. Собственно говоря, это и есть основная сгула этих дней.

Как можно поститься целых 40 дней? Речь идет о том, что соблюдали сорок однодневных постов: от утренней зари до выхода звезд. Период Шовавим в високосный год составляет 8 недель или 56 дней. Вычитаем 8 пятниц и 8 шабатов. Остается 40 дней, в течение которых праведные воздерживались от еды и питья в светлое время суток и ели только в темное время суток.

Согласно Аризалю, дни Шовавим эквивалентны по своему духовному уровню Десяти дням раскаяния. Однако из-за того, что они выпадают на зимний период с коротким световым днем, эти дни легки для поста и человек с большей вероятностью решит приступить к тшуве именно в дни Шовавим.

«Пост в словах» - отказ от пустых разговоров

Виленский Гаон говорит, что тот, кто слаб и не может поститься даже в короткие зимние дни, пусть возьмет на себя Таанит Дибур – пост в словах, т.е. отстранится от пустых разговоров на эти дни и тщательно следит за речью. Это поможет человеку обновить в себе положительные духовные качества. Гаон отмечает, что, несмотря на кажущуюся простоту этого метода, на деле оказывается, что это сложнее, чем воздерживаться от еды и питья в течение дня. И, когда человек видит, что не может сдержать свою речь, пусть учит Тору.

Защита от гнева

Тот, кто будет поститься в указанные дни и делать тшуву, сможет избавиться от гнева. А гнев, согласно рабби Нахману из Бреслава, вызывает преждевременную старость, поскольку губит и медленно убивает организм. И гнев – это то, что приводит к, так называемой, «порче Завета» – отступлению от праведного образа жизни.

Действительно, среди обещаний Всевышнего тем, кто придерживается праведного пути, – долголетие (Шмот 23, 26): «Не будет выкидывающей и бесплодной в стране твоей; число дней твоих сделаю полным». Поэтому также очень важно хранить себя от гнева беременным или желающим забеременеть женщинам. Это касается даже терпения при воспитании детей – раздражительность в этом деле также вредна, как гнев, несмотря на то, что воспитание – это заповедь.

На период дней Шовавим выпадает радостный день – ТУ би-Шват – новый год деревьев. Этот день тоже очень важен для исправления духовных качеств человека, но о сгулот этого дня вы узнаете чуть позже.

 


Вконтакте

КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ

190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2

+7 (812) 713-8186

[email protected]

Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика
Вход
Уже поддержали общину