07.10.2011
Йом Кипур. Время освободиться от словесной шелухи
Йом Кипур. Время освободиться от словесной шелухи
Самая первая, торжественная молитва Йом Кипура – «Коль Нидрей». Это молитва освобождения от обетов, в ней есть такие слова: «Пусть будут они упразднены, отменены, пусть станут недействительными... Пусть обеты наши не будут обетами, запреты наши – запретами и клятвы – клятвами». Испокон веков это служило поводом для различных домыслов и наветов; евреев обвиняли в жульничестве и хитрых сделках с Вс-вышним. Доходило до смешного: в судах евреев даже заставляли приносить специальную клятву, сформулированную так, чтобы нельзя было «отвертеться» с помощью молитвы освобождения от обетов. По сей день на форумах активно обсуждают цитаты из «Коль Нидрей» и задаются вопросом, «можно ли верить евреям?»Каков же истинный смысл молитвы«Коль Нидрей»? Об этом мы беседуем с Главным раввином С.-Петербурга М.-М. Певзнером.
- Рав Певзнер, каков Ваш ответ антисемитам?
- Действительно, те, кто нас не любят, используют текст молитвы «Коль Нидрей» как повод для очередных обвинений. Но эти обвинения нелепы. В иудаизме отношение к обетам самое серьезное. Существует непреложный принцип: «Моцесфатехатишмор» – «То, что вышло из уст твоих, исполняй».
- Почему же тогда мы освобождаемся от обетов во время молитвы Коль Нидрей? И еще раньше, перед праздником Рош Ашана, совершаем обряд «атаратнедарим» – «аннулирование обетов»?
- Ответ очень простой. В это время мы освобождаемся лишь от тех обетов, что касаются взаимоотношений между человеком и Б-гом. Если вы пообещали что-то другому человеку, ничто не может вас от этого освободить. Обещали – обязаны выполнить! Например, вы не можете взять в долг деньги, пообещать вернуть, а потом аннулировать этот обет перед ЙомКипуром! Это очень серьезный момент. Надо очень внимательно относиться к своим словам, ведь если вы дали обещание другому человеку, назад его уже не возьмешь. Именно поэтому в еврейской традиции есть обычай говорить блинедер – «без обета» в том случае, если вы не уверены, что сможете выполнить то или иное намерение в отношении другого человека. Например: «Блинедер, я принесу тебе эту книгу». Или: «Блинедер, я куплю тебе это пальто». Это делается для того, чтобы не выйти обманщиком, если запланированное не удается выполнить. И чтобы собеседник понимал, что ему ничего не обещали – только высказали намерение.
- А если пообещали Б-гу? Это обещание можно так легко расторгнуть? Несправедливо как-то…
- Давайте сразу внесем ясность. В Талмуде сформулирован важнейший принцип: настоящим, серьезным обетом может считаться лишь такой обет, при котором «пиввэлибошавэ» – «уста и сердце находятся на одном уровне». Если вы обещаете что-то Б-гу обдуманно и целенаправленно, и при этом у вас имеется точное понимание ситуации, такой обет расторгнуть нельзя. Например, у вас в руках большая сумма денег и вы приняли решение пожертвовать ее часть на святые цели – это серьезный обет, недер. Расторгнуть его нельзя. Если же вы думали, что на счету у вас десять тысяч долларов,и исходя из этого решили пожертвовать часть суммы, а потом выяснилось, что партнер по бизнесу разорился и не перевел вам эти деньги, от такого обета можно освободиться. Ведь вы дали это обещание, исходя из неправильного понимания ситуации. Или, например, вы пообещали Б-гу ежедневно вставать на полчаса раньше и учить Тору… но забыли предусмотреть, что, возможно, в какой-то день у вас будет болеть голова. Бывает и такое: человек бахвалится перед друзьями и невольно обещает больше, чем в состоянии сделать… Именно от таких обетов мы освобождаемся, когда читаем «Коль Нидрей».
- Все-таки не совсем ясно, почему именно эта молитва «открывает» Йом Кипур – самый святой день в году… Она, конечно, очень важна, но ведь есть и более первостепенные вещи: раскаяние в грехах, мольбы о прощении…
- Есть красивое предание, чтотрадиция придавать особое значение этой молитве идет от марранов – испанских евреев, которые были насильно крещены, но втайне оставались верными законам Торы. Эта молитва помогала им освободиться от прилюдных обетов против веры отцов, к которым их принуждала инквизиция.
Но есть здесь и более универсальный смысл. В глубине души любой еврей хочет быть связан с Вс-вышним и выполнять возложенную на него Творцом миссию. Но нас постоянно окружает множество внешних помех: лишние и ненужные слова, пустое бахвальство, ситуации вынужденного лицемерия… Во время молитвы «Коль Нидрей» мы обращаемся к Б-гу: «Помоги! Сними с нас всю эту шелуху! Очисти нас от лишних слов, от этих опутавших нас нечистых одежд! Ведь все это – не мы, а что-то внешнее, наносное. Помоги нам начать с чистого листа, обрести наше истинное ‘я’!»
- Что Вы хотели бы пожелать петербургским евреям в преддверии Йом Кипура?
- Перед Йом Кипуром очень важно попросить прощения друг у друга. Ведь Б-г охотно прощает те грехи, которые мы совершаем в отношении Него, но не в отношении другого человека! И сами постарайтесь простить всех, кто обидел вас сознательно или невольно. Расскажу вам такую притчу. Двое друзей шли по пустыне и поссорились. Один из них ударил другого по лицу. И тогда тот, кого ударили, взял палку и начертил ею на песке: «Сегодня мой лучший друг обидел меня». Прошло некоторое время, и случилось так, что обидчик спас обиженного от смерти. И тогда тот выбил на камне: «Сегодня мой лучший друг спас мне жизнь!» Пусть, как в этой притче, все наши обиды будут зыбкими и непрочными, как надпись на песке, а все добрые дела и поступки останутся с нами навечно, словно буквы, вырезанные на камне! Пусть самый святой день в году станет для вас днем поста и молитвы! Приходите в ЙомКипур в Синагогу! Не бойтесь, если вы не знаете обычаи и правила молитвы. Ведь Б-г понимает все языки!
РЕКОМЕНДУЕМ
АНОНСЫ
КОНТАКТЫ РЕДАКЦИИ
190121, Россия, Санкт-Петербург,
Лермонтовский проспект, 2